которые задумали освободить страну от
владычества испанской короны. Святая инквизиция начала разбирательство по
делу веры, а одновременно с этим вице-король, исполняя свои обязанности,
предъявил ему обвинение как зачинщику мятежа. Было отдано предпочтение
тайным тюрьмам инквизиции, и даже нашлись свидетели событий, в достаточной
мере доказывающих (по мнению мексиканских судей), что он безбожник,
материалист и еретик. Одним из доказательств, мои читатели оценят его по
достоинству, было то, что Морельос имел двоих детей. В конце концов он
произнес отречение и был освобожден от цензур на аутодафе, процедура
которого может сравниться только с процессами эпохи Филиппа П. Но все было
продумано, ибо вице-король уготовил ему смерть через повешение, для чего
сначала на торжественной мессе епископ Антекеры в Америке по церковному
уставу лишил его священнического сана. Месса несколько раз прерывалась, в
первый раз зачитывался процесс веры, произносилось отречение и освобождение
от цензур, в другой раз мессу прервали для снятия духовного сана. В прежние
века эти церемонии еще могли нагнать религиозного страху на простых неученых
католиков, но сейчас они производят совсем противоположное действие, ибо
исторические и философские науки ушли далеко вперед, и мы знаем, где на
самом деле берут начало эти обряды, которые уже не в силах поразить
воображение своей внешней помпезностью.
XXXVIII. Что касается Пиренейского полуострова, не скажу наверняка,
производились ли у нас аутодафе после реставрации каким-либо из
инквизиционных трибуналов. Но отмечу, что если судьи инквизиции желают более
приблизиться к духу Евангелия, они должны воздержаться от их проведения и
учиться умеренности у своего главы, святейшего отца Пия VII {Пий VII (1740 -
1823) - Римский Папа с 1800 года. Короновал Наполеона Бонапарта (1804);
после присоединения Папской области к Франции (1809) был до 1814 года во
французском плену. (Примеч. перев.)}. Газеты писали о предложенных им
изменениях, принесших ему славу, нам же в Испании следует применять их
повсеместно.
XXXIX. Письмо из Рима от 31 марта 1816 года гласит, что Его
Святейшество запретил в инквизиционных трибуналах пытки и приказал уведомить
об этом решении послов Испании и Португалии {Gazette de France, от 14 апреля
1816 г., N 105.}.
XL. Другое письмо, от 17 апреля, было не столь кратким, но тем не менее
заслуживает, чтобы его здесь процитировали: 'Реформа инквизиционных
трибуналов с успехом продолжается и будет распространяться на все страны,
где есть инквизиция. Все ее судопроизводство уподобится судопроизводству
других судов. Будут приниматься только свидетельства, основанные на
конкретных фактах. Никто не будет судим лишь по подозрению в неверном
следовании пунктам вероучения. В качестве свидетелей против обвиняемого не
будут допускаться лица, публично уличенные в бесчестных делах или ранее
судимые светским судом. В качестве свидетелей в пользу обвиняемого будут
приняты любые лица, которые захотят выступить в его защиту, даже если они не
являются чадами римской католической Церкви. Родственники и домашние
подозреваемого не могут свидетельствовать ни за, ни против него. Любое
голословное обвинение будет отвергнуто.
Слушание всех дел будет публичным, как и в других судах'. Одной из
центральных фигур, благодаря которым стало возможным установление этих
принципов, был кардинал Фонтана, оказавший этим огромную услугу как делу
веры, так и человечеству вообще. Ходили слухи, что как только новый кодекс
будет составлен, его разошлют по всем дворам и повсюду введут в обращение.
Собранию, занимающемуся этим делом, папа направил бреве, где писал
следующее: 'Помните же, что единственный способ усилить положение
христианской религии во всех странах - это показать, что она от Бога и, лишь
будучи таковой, дает утешение и одаривает милостями. Божественный учитель
наш Иисус Христос заповедал нам любить друг друга, и эта заповедь должна
стать законом во всем мире' {Gazette de France и Journal du soir от 1 мая
1816г.}.
XLI. Другое письмо, от 9 мая, гласит, что инквизиционный трибунал Рима
отменил приговор трибунала Равенны [216]. Этот приговор был вынесен Соломону
Моисею Вивиани, который, перейдя из иудейской религии в христианство,
впоследствии