или, по крайней мере, не так плохо, есть мясо по
пятницам и в другие дни, когда предписывается воздержание, безо всякого на
то разрешения, чем получать его от главного папского представителя
Сайта-Крусады {Santa Cruzada (святой крестовый поход) - папская булла,
дающая многие послабления в следовании предписаниям Церкви. Называется так
потому, что подобные послабления и привилегии раздавались в эпоху
средневековья участникам крестовых походов. (Примеч. перев.)} в Мадриде.
Девятое. Испанцы, служащие высшей силе по политическому убеждению,
справедливо заслуживают вечной ненависти и непреклонной суровости. Это
убеждение господствовало не только в течение войны, но и в мирное время, ибо
его распространяли и пропагандировали в листовках постыдного и
антихристианского содержания Аталайа и ему подобные варвары, недостойные
жить даже среди караибов [211], но, несмотря на это, ободренные
безнаказанностью своих деяний и даже в каком-то смысле поощряемые властью.
Сравнятся ли эти идеи с теми, о которых говорится: новые и опасные
учения, заразившие Испанию, причина погибели, как необоснованно считается,
большей части Европы. Разве когда-либо найдется нечто более противное
христианству, Евангелию и духу Иисуса Христа, чем девять указанных
принципов? Пусть судьями будут христиане всех наций.
XXV. Эдикт содержит одну статью, которая, кажется, осуждает
непреклонность, с которой апостолы просили дождя огненного на самарян, ибо
те не приняли Иисуса, заметив, что он шел поклониться Богу в Иерусалимский
храм, а не в самарянский. Конечно, любой добрый христианин также осудил бы
чрезмерное рвение апостолов, зная, что Иисус в Евангелии не только отклонил
это предложение, но и, обращаясь к ним, строго сказал: Не знаете, какого вы
духа. Не знаю и я, достаточно ли поразмыслил великий инквизитор, прежде чем
включить в эдикт эту статью, потому что если вчитаться глубже в текст
Евангелия св. Луки (в котором об этом повествуется), станет ясно, что это
одна из самых убедительных его глав, доказывающая, что инквизиционный
трибунал противен самому духу учения Иисуса Христа. В особенности противны
ему законы испанского трибунала, не только разрешающие, но и приказывающие
доносить. По этим законам доносчику обещаются награды, а оклеветанный
жестоко наказывается, будучи лишен всех средств защиты, хотя во всем мире и
менее развитые народы не отнимали у осужденного этого естественного права.
Оклеветанного помещают в тюрьму и держат в заключении без какого-либо
общения, не только до предъявления обвинения и начала допросов, но и до тех
пор, пока не будет вынесен и не приведен в исполнение определенный приговор.
В этом суде обвиняемому невозможно узнать, кто против него свидетельствует,
от него скрывают подлинные показания, чтобы он не мог их как-нибудь
сопоставить и найти доводы в свою пользу; и, наконец, в этом суде отвергают
всеобщие нормы права и скрупулезно следуют нелепому и несправедливому
уставу, придуманному монахами, ничего не смыслящими в юриспруденции.
XXVI. Кто были те самаряне, о которых повествует св. Лука? Не более чем
отошедшие от иудейской Церкви израильтяне, приверженцы того же закона
Моисеева, что и их собратья из Иерусалима.
XXVII. В чем состоял их раскол? Суть его была ни много ни мало в том,
что самаряне, отказываясь признать единство израильской Церкви и
иерусалимского первосвященника как ее главу, сочли себя вправе построить в
своей столице, Самарии, другой храм, для возношения даров Богу по истинному
своему закону и независимо от иерусалимского синедриона [212].
XXVIII. Чем же согрешили эти люди, по мнению апостолов Иакова и Иоанна?
Да тем, что они не только отделились от Иерусалима, но и косвенно
преследовали правоверных иудеев, отказывая в приюте тем, кто, по их мнению,
нес дары Богу в Храм, стоящий на месте Соломонова, минуя построенный ими на
горе Гаризим [213].
XXIX. Какую роль тогда взяли на себя апостолы? Роль доносчиков и
прокуроров инквизиции.
Что просили они для самарян? Кары огнем, как и в инквизиции, где,
только не произнося этих слов, обвиняемого передают светскому судье,
который, без сомнения, вынесет смертный приговор, боясь, как бы его самого
не уличили в ереси или нарушении папских булл, предписывающих