совет 33-й ступени утвержденного древнего обряда.
Не знаю, кем мог быть этот граф. Я знаю одного французского генерала графа
де Тилли, но тот жил не в Мадриде, а в Сеговии и, думаю, никогда не был
франкмасоном.
VI. В продолжении говорится о том, что во французском лагере в Оренсе
(королевство Галисия) 28 декабря 1808 года образовался франкмасонский орден
рыцарей и дам под названием Филокорейтас, что значит Любители танца, в
подтверждение чего автор ссылается на Историю основания великой французской
ложи {Historia de lafundadyn del Gran Oriente de Francia.}.
VII. Знакомство с указанными документами и книгами из архивов
подвигнуло меня на написание для Королевской Академии истории научного
рассуждения (одобренного впоследствии этим столь уважаемым ученым собранием)
под названием Памятная записка о мнении испанского народа относительно
установления инквизиции. Королевская Академия истории опубликовала этот плод
моих стараний в серии своих Памятных записок и отдельно, в одном томе
испанского четырехтомника.
VIII. Эти же самые документы, хранящиеся у меня с 1789 года и
присланные впоследствии из Вальядолида и других городов, позволили мне
опубликовать позднее, в 1812 и 1813 годах, два тома из испанского
восьмитомника под общим названием Анналы инквизиции с точной хронологией
событий начиная от 1477 года, в котором родилась идея о создании инквизиции
в Кастилии, и до 1530 года включительно. Я не опубликовал продолжения, так
как был вынужден покинуть Испанию.
IX. В том же самом 1812 году, 22 февраля, всеобщие кортесы со своей
стороны отменили трибунал святой инквизиции, возвращая тем самым управление
церковными судами в руки епископов, а управление светскими королевскими
судами - мирским судьям. Так что отныне судебные разбирательства против
еретиков должны были вестись согласно правилам доинквизиционного суда и
другим законам, принятым по этому случаю. Для лучшего понимания и более
легкого принятия этой меры они пустили в хождение по королевству некий
Манифест, в котором отчасти объясняли населению мотивы своих действий.
X. Этой отмене предшествовали пространные обсуждения с трибун,
произносилось много пышных и глубокомысленных речей, а свобода печати
позволила опубликовать документы как за, так и против инквизиции. Ее
сторонники не пренебрегали никакими средствами: за недостатком веских
доводов они использовали оскорбления, сатиру, иронию, сарказм, насмешку,
издевку, клевету и так далее - все, чтобы опорочить тех, кто старался
вывести народ из заблуждения.
XI. Зная, что значило в Испании назвать человека новомодным философом,
неверующим, еретиком или плохим католиком, они вооружились и этим черным
оружием, порицаемым как клевета в законе Божием, ревнителями которого они
себя выставляли. Так, они называли неблагочестивыми, безбожниками и врагами
Церкви многих мужей, известных чистотой своей веры и благочестием в помыслах
и деяниях.
XII. Они измышляли факты, противоречащие исторической истине и никогда
не имевшие место в истории инквизиции, пытаясь доказать, что якобы сама
инквизиция и ее судьи многое сделали на пользу несчастных архиепископов
Талаверы, Каррансы и Палафокса, св. Игнасио и св. Терезы, досточтимого Хуана
де Авилы и других безвинно преследуемых. Они называли противников инквизиции
виновниками всех грядущих на Испанию бедствий и видели их источник в
отсутствии трибунала, преследующего еретиков.
XIII. Они пытались убедить, что современная философия безбожников,
несмотря на радение епископов и их викариев, затмит веру, ибо все
французские книги писались в соблазнительной манере, увлекающей многих
невежд и людей, мало сведущих в богословии. В этих книгах непомерно
возвеличивался природный ум человека, велись рассуждения о способностях его
восприятия, астрономических и физических наблюдениях, - обо всем том, что
противно духу безропотной покорности текстам Священного Писания, догмам
католической Церкви, толкованиям святых отцов и поучениям великих теологов
христианства всех времен и народов.
XIV. Наконец, сколько бы ни рассуждали о пользе инквизиции (в Кадисе
даже была опубликована полемика по этому вопросу, с которой можно
ознакомиться), разум все-таки восторжествовал; и не потому, что большинство
решающих