Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

6) В 1797 году королю были сделаны представления против трибунала в

пользу дона Раймундо де Саласа, профессора в Саламанке, и Князь мира раскрыл

преследование, готовившееся против его личности, хотя он был тогда первым

министром и государственным секретарем. Но королевский декрет, составленный

от имени короля доном Еухенио Льягуно, министром департамента помилования и

юстиции, не был, однако, подписан Его Величеством, потому что Князь мира

стал жертвой другой интриги, виновник коей дом Филипе Вальехо, архиепископ

Сант-Яго, правитель совета Кастилии, был личным врагом доктора Саласа.

Король ограничился изгнанием из королевства кардинала Лоренсаны,

архиепископа Толедского, главного инквизитора, и послал его в Рим к папе Пию

VI с чрезвычайным поручением, о котором упоминается в письме, адресованном

князем кардиналу от 14 марта 1797 года.

X. 7) В следующем, 1798 году, дон Гаспар Мельхиор де Ховельянос стал

преемником министра Льягуно, а дон Франсиско де Сааведра - Князя мира.

Ховельянос хотел воспользоваться трудом, составленным мною по желанию

архиепископа Силиврии, копию которого я ему передал; но он не мог исполнить

своего намерения: Карл IV, плохо осведомленный и обманутый интриганами,

приказал этому министру удалиться к себе в Тихон, в Астурии.

XI. 8) В 1799 году дон Мариано Луис де Уркихо, заменявший Сааведру во

время его болезни, хотел убедить Карла IV уничтожить трибунал инквизиции.

Эта попытка не имела других результатов, кроме указов, благоприятных для

иностранцев по случаю происшествий в Аликанте с батавским консулом и в

Барселоне с французским консулом.

XII 9) В 1808 году Наполеон Бонапарт постановил в Чамартине (близ

Мадрида) 4 декабря упразднить святой трибунал, мотивируя свой декрет тем,

что трибунал покушается на государственную власть.

XIII. 10) В 1813 году 22 февраля чрезвычайные генеральные кортесы

королевства Испания приняли ту же меру, заявив, что существование

привилегированного трибунала инквизиции несовместимо с политической

конституцией монархии, которую они декретировали и опубликовали и которую

приняла вся нация.

XIV. Несмотря на два последних постановления об упразднении, трибунал

существует еще теперь, потому что большинство людей, окружающих престол,

всегда были и всегда будут сторонниками невежества, ультрамонтанских мнений

и идей, господствовавших в христианском мире до изобретения книгопечатания,

- идей, воспроизведенных и энергично поддержанных иезуитами, которые недавно

были возвращены в Испанию Фердинандом VII. Я не сомневаюсь, что Его

Величество пользовался в этом деле плохой информацией и еще худшими

советами. Надо думать, что он не допустил бы иезуитский орден в свое

государство, если бы знал, что произошло, когда Карл IV разрешил им

вернуться в Испанию, ибо они не замедлили взбудоражить монархию гнусными

интригами, раскрытие которых привело к вторичному изгнанию иезуитского

ордена. Иезуиты тайно напечатали небольшое анонимное письмо, адресованное

епископам, в котором пародировали Апокалипсис. Я видел экземпляр, пришедший

по почте к калаорскому епископу. Я дам копию с него, потому что этот

курьезный документ достоин истории и, вероятно, не был напечатан. Вот

перевод с латинского подлинника, который лучше всего докажет злоупотребление

текстами Священного Писания, которое допускала иезуитская шайка:

'Ангелу Калаоры. Мы обретаемся в весьма тяжелые времена, близкие к

концу света. В них будет изобиловать неправда и охладеет любовь многих в

этом королевстве, издревле вполне католическом, мы видим многое, что не

замечалось ни в какую эпоху, даже в ту, когда Бог допустил нашествие

маврских полчищ. Зло растет, а пастыри молчат, ибо ныне многие холодны,

почти все ленивы, многие алчны, некоторые достигли тягостного предела

старости, о котором говорит св. Петр, а также св. Иуда в своем совершенно

удивительном соборном послании, описывающем наилучшим образом сей век. Итак,

что же, ангел Церкви? Где твоя ревность, о коей Давид сказал: 'Ревность по

доме твоем снедает меня'. Где ревность о спасении остатков католиков в

Испании? Ты думаешь, что все твои обязанности исполнены охранением вверенной

тебе паствы? Никоим образом этого нет, когда уныние овладело испанской

Церковью. Ты позволяешь Иезавели, женщине,