святоши, она рассказывала, будто
Иисус Христос открыл ей, что он освятил ее тело, изменив ее плоть и кровь в
субстанцию своего тела, чтобы ближе соединиться в любви с нею. Бред этой
женщины возбудил горячие богословские споры между священниками и монахами.
Одни утверждали, что это невозможно согласно обычному образу действий
Божиих, так как надо было бы предполагать в святоше более превосходные
качества, чем в Деве Марии, и это изменение доказывало бы, что хлеб и вино
не единственное вещество таинства евхаристии. Другие силились доказать, что
это возможно, если вспомнить безграничность могущества Божиего. Однако они
не дерзали верить в это великое чудо, так как доказательства не
удовлетворяли их вполне. Некоторые верили всему, полагаясь на святость этой
женщины, и удивлялись, что находились не верящие этому. Они утверждали, что
не знали ничего более устойчивого, чем добродетель этой избранницы, которая
не могла иметь, по их мнению, никакого интереса в обмане. Наконец, были
свидетели жизни этой женщины, сообщники ее мошенничества с самого начала или
одураченные из-за доверчивости и легковерия, которые продолжали верить, по
крайней мере внешне, в ее сверхъестественное состояние, так как они слишком
далеко зашли, чтобы отступать не краснея. Они дошли до безумного обожания
этой женщины и до поклонения ей как божеству. Они в торжественной процессии
водили ее по улицам и в церковь с зажженными свечами; они кадили ее ладаном,
как освященную гостию на престоле. Наконец, простирались перед нею ниц и
проделывали множество других не менее кощунственных вещей. Этого было вполне
достаточно, чтобы инквизиция взяла на себя последнюю сцену этой скандальной
драмы. Она велела заключить в секретную тюрьму эту мнимую святую и некоторых
людей, отмеченных в качестве ее сообщников. Святоша окончила там свою жизнь.
Одна из статей приговора повелевала отвезти ее статую на аутодафе на
санях и затем сжечь. Приходский священник Вильяра и два монаха, виновные в
сообщничестве, должны были следовать босиком за статуей, одетые в короткие
туники, с дроковой веревкой на шее. Они должны быть лишены сана и сосланы
навсегда на Филиппинские острова. Приходский священник из Касасимарро был
отрешен от должности на шесть лет. Два человека из народа, обожествлявшие
эту женщину, получили каждый по двести ударов кнутом и были заключены
навсегда в одну из каторжных тюрем (presidio). Ее прислуга была послана в
дом одиночного заключения (recogida) на десять лет. Я не знаю более
справедливого приговора инквизиции, чем этот.
II. Эта история не послужила уроком для мадридской святоши Клары. Ее
бред не заходил так далеко, как у предыдущей, но ее чудеса и святость
наделали больше шуму. Она уверяла, что паралична и ей нельзя сходить с
постели. Когда об этом узнали, ее начали посещать в ее комнате. Самые
знатные дамы Мадрида отправлялись к ней и считали себя счастливыми, когда их
допускали видеть ее, слышать, говорить с нею. Ее просили обратиться к Богу,
чтобы исцелиться от болезни, избавиться от бесплодия в браке, вразумить
судей - накануне важного решения, получить помощь в других жизненных
бедствиях. Клара в высокопарном стиле отвечала на все как вдохновленная,
прорицающая будущее. Она объявила, что по особенному призванию Святого Духа
предназначена быть монахиней-капуцинкой, но испытывает чрезвычайную скорбь
оттого, что не имеет ни силы, ни здоровья, необходимых для жизни в общине и
в монастыре. Она так хорошо убедила слушавших ее простофиль, что папа Пий
VII особым бреве разрешил ей произнести обеты монахинь-капуцинок перед домом
Атанасио де Пуйялем, епископом-коадъютором Толедской епархии в Мадриде (в
настоящее время он епископ Калаоры), и даровал ей освобождение от
монастырской жизни и упражнений общины. С этого времени в свете только и
говорили о чудесах и героической добродетели сестры Клары. Епископ,
принявший ее обеты, получил от папы и от архиепископа Толедского разрешение
устроить престол в комнате этой мнимой больной напротив ее ложа. Здесь
ежедневно служили несколько обеден, и даже Святые Дары были выставлены в
дарохранительнице. Клара приобщалась ежедневно и уверяла своих посетителей,
что питалась только евхаристическим хлебом причастия. Обман продолжался
несколько лет. Но в 1802 году она была заключена в тюрьму мадридской
инквизицией.