отпраздновав его восшествие на
престол торжественным аутодафе, которое произошло в 1701 году. Но Филипп не
захотел последовать примеру своих четырех предшественников, которые
опозорили себя фанатизмом, и отказался присутствовать при варварской сцене,
которая могла нравиться только людям, вкус которых был испорчен слушанием
проповедей или чтением книг, изданных еще при Филиппе II и совершенно
противоречивших тому, чему верили при Фердинанде V и Карле I и даже в первую
половину царствования Филиппа II.
IV. Однако Филипп V не перестал покровительствовать святому трибуналу и
остался верен правилу, вбитому ему в голову дедом Людовиком XIV. Этот
государь (который в последние двадцать лет своей жизни был одним из самых
фана*-тичных людей среди святош) советовал испанскому монарху защищать
инквизицию как средство для поддержания спокойствия в государстве.
V. Эта система приобрела особую важность в глазах государя вследствие
указа, обнародованного в 1707 году главным инквизитором Видалем Марине. Этот
указ обязывал всех испанцев под страхом смертного греха и отлучения,
разрешаемого только епископом, доносить на тех, кто утверждает, что
позволительно нарушить присягу на верность, данную королю Филиппу V; он
обязывал всех духовников удостоверяться у кающихся при таинстве исповеди,
сообразуются ли они с тем, что им предписано на этот счет, и не разрешать их
от грехов раньше, чем они послушаются или согласятся, чтобы их духовники
сами донесли на преступников, которых узнают. Это предположение не заставило
ожидать последствий. Я прочел в Сарагосе несколько процессов, возбужденных
инквизицией по делу клятвопреступления. Ни один, однако, не сопровождался
окончательным приговором, потому что общее мнение среди арагонцев было
против этой меры и инквизиторы ввиду этого не осмелились дать дальнейший ход
этим делам. Послание инквизиции Мурсии от 27 июля 1709 года гласит, что там
только что привлекли к суду брата Урбана Мальте, францисканского монаха из
монастыря Эль-ды, который наставлял своих исповедников, что присяга на
верность, данная королю Филиппу V, не обязательна и что позволительно
восстать против этого государя.
VI. В царствование Филиппа V почти совсем угас иудейский культ в
Испании, где он весьма распространился (хотя тайно) вторично со времени
присоединения Португалии к этой монархии. Однако вплоть до смерти государя
все трибуналы ежегодно торжественно справляли публичные аутодафе; некоторые
устраивали их дважды в год; в 1722 году в Севилье и в 1723 году в Гранаде
было даже по три аутодафе в один год. Таким образом, не говоря о казнях,
происшедших в Америке, Сицилии и Сардинии, в это царствование насчитывается
782 аутодафе в трибуналах Мадрида, Барселоны, Канарских островов, Кордовы,
Куэнсы, Гранады, Хаэна, Льерены, Логроньо, Майорки, Мурсии, Сант-Яго,
Севильи, Толедо, Валенсии, Вальядолида и Сарагосы.
VII. У меня находятся перед глазами записи о пятидесяти четырех
церемониях, результаты коих таковы: семьдесят девять человек сожженных
живьем, семьдесят три сожженных фигурально и восемьсот двадцать девять
наказанных церковными епитимьями; в общем число жертв равно девятистам
восьмидесяти одному. На этом основании можно установить для каждого года
подсчет в три сожженных жертвы (из коих две живьем и одна фигурально) и в
пятнадцать других, которые подверглись епитимьям в каждом трибунале
испанской инквизиции в царствование Филиппа V.
VIII. Итог жертв для всех трибуналов ежегодно доходил до тридцати
четырех сожженных живьем, семнадцати сожженных фигурально и двухсот
пятидесяти пяти епитимийцев, так что число лиц, караемых инквизицией
ежегодно, доходило до трехсот шести.
IX. Стало быть, в сорок шесть лет царствования Филиппа V было жертв
инквизиции: тысяча пятьсот шестьдесят четыре первого разряда, семьсот
восемьдесят две второго разряда, одиннадцать тысяч семьсот тридцать третьего
разряда, а всего четырнадцать тысяч шестьдесят шесть.
X. Стало довольно обычным мнение, будто инквизиция начала с меньшей
суровостью свирепствовать против еретиков, когда на трон Испании взошли
принцы из дома Бурбо-нов. Я не разделяю этого взгляда, потому что мне
кажется бесспорным, что другие причины содействовали в царствование этой
династии уменьшению числа