Это подтверждается очень небольшим числом аутодафе, справленных
в эти два царствования, с осужденными разных разрядов, общее количество коих
не превышает десяти. Из этого числа четверо были сожжены; было пятьдесят
шесть епитимийцев, хотя период этих двух правлений продолжался двадцать
девять лет [198]. Все другие процессы заканчивались единичными аутодафе:
осужденного одного приводили в церковь для чтения приговора, утвержденного
верховным советом, не дожидаясь большего числа приговоренных для устройства
частного аутодафе. Некоторые процессы заканчивались малым аутодафе в зале
заседаний трибунала. Таких было большинство. Бесспорно, позор благодаря
этому роду кары был менее публичным (хотя присутствовало много свидетелей),
чем при каком-либо ином наказании, особенно если малое аутодафе происходило
при закрытых дверях и тайно и имело свидетелями только служащих святого
трибунала и ограниченное число лиц, приглашенных присутствовать. Другой, еще
более мягкий способ наказания осужденных состоял в отправлении аутодафе в
присутствии только секретарей инквизиции; снисхождение не могло идти дальше.
XV. Единичное аутодафе было декретировано в двух знаменитых процессах
царствования Карла III. Первый процесс - дона Пабло Олавиде, городского
судьи Севильи; второй - дома Франсиско де Леон-и-Луны, священника и кавалера
военного ордена Сант-Яго. В XXVI главе я рассказал историю Олавиде {Олавиде
умер в Басе в 1804 году, семидесяти пяти лет от роду согласно доставленным
мне сведениям.}. Леон был осужден как сильно заподозренный в иллюминатской
ереси Молиноса и как виновный в обольщении нескольких женщин, в причащении
большим числом гостий по суеверному мотиву и в проповеди ложной мистики
монахиням и другим женщинам, которые были одурачены его заблуждением и своей
собственной бесхарактерностью. Он был заключен на три года в монастырь; ему
было приказано удалиться из Мадрида на семь лет по отбытии первой епитимьи и
отказаться навсегда от обязанностей духовника. Совет орденов просил короля
лишить Леона креста и звания кавалера ордена Сант-Яго, согласно статутам,
предписывающим эту меру для тех его членов, которые становятся виновными в
проступке, влекущем за собою бесчестие. Но совет должен был знать, что для
подведения под эту кару Леон должен был бы быть объявленным виновным в ереси
и что подозрения в этом преступлении не имелось, так как трибунал
удостоверяет, по просьбе осужденных этого рода, что приговор не препятствует
получению должностей и почетных званий.
XVI. В Сарагосе маркиз д'Авилес, управляющий Арагона, был обвинен перед
инквизицией в чтении запрещенных книг. Эта попытка не имела никакого
последствия. Епископ Барселоны дом Хосе де Клементе был оговорен перед
мадридской инквизицией как янсенист. Трибунал предал забвению этот донос и
принял подобное решение по нескольким другим делам того же рода.
Глава XLIII
ОБ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ КАРЛА IV
Статья первая
СОСТОЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИСПАНИИ. НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССЫ
I. Карл IV вступил на престол 17 ноября 1788 года. Он отрекся от короны
19 марта 1808 года вследствие волнений, происшедших в Аранхуэсе,
процарствовав в Испании двадцать лет. Он думал сохранить свою жизнь, жизнь
своей жены-королевы и Князя мира отречением от своих державных прав в пользу
своего старшего сына Фердинанда, принца Астурийского, которого представители
нации признали возможным наследником монархии.
II. Главными инквизиторами в царствование Карла IV были: дом Агостино
Рубин де Севальос, епископ Хаэна, умерший в 1792 году; дом Мануэль де
Абад-и-ла-Сьерра, архиепископ Силиврии, бывший епископ Асторги, который по
приказанию двора принужден был подать в отставку; кардинал-архиепископ
Толедо дом Франсиско де Лоренсана [199], отказавшийся от своих обязанностей
в 1797 году; дом Рамон Хосе де Арсе [200], сначала архиепископ Бургоса, а
затем архиепископ Сарагосы и патриарх Индии.
III. Просвещение начало проникать в Испанию в царствование Филиппа V;
оно сделало некоторые успехи при Фердинанде VI и Карле III и значительно
усилилось в правление Карла IV. Два препятствия, мешавшие до сих пор его
распространению, не существовали более со времени реформы шести больших
коллегий Кастилии и изгнания иезуитов. До этого переворота должности
каноников кафедральных соборов и судебные