Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 3)

Это подтверждается очень небольшим числом аутодафе, справленных

в эти два царствования, с осужденными разных разрядов, общее количество коих

не превышает десяти. Из этого числа четверо были сожжены; было пятьдесят

шесть епитимийцев, хотя период этих двух правлений продолжался двадцать

девять лет [198]. Все другие процессы заканчивались единичными аутодафе:

осужденного одного приводили в церковь для чтения приговора, утвержденного

верховным советом, не дожидаясь большего числа приговоренных для устройства

частного аутодафе. Некоторые процессы заканчивались малым аутодафе в зале

заседаний трибунала. Таких было большинство. Бесспорно, позор благодаря

этому роду кары был менее публичным (хотя присутствовало много свидетелей),

чем при каком-либо ином наказании, особенно если малое аутодафе происходило

при закрытых дверях и тайно и имело свидетелями только служащих святого

трибунала и ограниченное число лиц, приглашенных присутствовать. Другой, еще

более мягкий способ наказания осужденных состоял в отправлении аутодафе в

присутствии только секретарей инквизиции; снисхождение не могло идти дальше.

XV. Единичное аутодафе было декретировано в двух знаменитых процессах

царствования Карла III. Первый процесс - дона Пабло Олавиде, городского

судьи Севильи; второй - дома Франсиско де Леон-и-Луны, священника и кавалера

военного ордена Сант-Яго. В XXVI главе я рассказал историю Олавиде {Олавиде

умер в Басе в 1804 году, семидесяти пяти лет от роду согласно доставленным

мне сведениям.}. Леон был осужден как сильно заподозренный в иллюминатской

ереси Молиноса и как виновный в обольщении нескольких женщин, в причащении

большим числом гостий по суеверному мотиву и в проповеди ложной мистики

монахиням и другим женщинам, которые были одурачены его заблуждением и своей

собственной бесхарактерностью. Он был заключен на три года в монастырь; ему

было приказано удалиться из Мадрида на семь лет по отбытии первой епитимьи и

отказаться навсегда от обязанностей духовника. Совет орденов просил короля

лишить Леона креста и звания кавалера ордена Сант-Яго, согласно статутам,

предписывающим эту меру для тех его членов, которые становятся виновными в

проступке, влекущем за собою бесчестие. Но совет должен был знать, что для

подведения под эту кару Леон должен был бы быть объявленным виновным в ереси

и что подозрения в этом преступлении не имелось, так как трибунал

удостоверяет, по просьбе осужденных этого рода, что приговор не препятствует

получению должностей и почетных званий.

XVI. В Сарагосе маркиз д'Авилес, управляющий Арагона, был обвинен перед

инквизицией в чтении запрещенных книг. Эта попытка не имела никакого

последствия. Епископ Барселоны дом Хосе де Клементе был оговорен перед

мадридской инквизицией как янсенист. Трибунал предал забвению этот донос и

принял подобное решение по нескольким другим делам того же рода.

Глава XLIII

ОБ ИСПАНСКОЙ ИНКВИЗИЦИИ В ЦАРСТВОВАНИЕ КАРЛА IV

Статья первая

СОСТОЯНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИСПАНИИ. НЕКОТОРЫЕ ПРОЦЕССЫ

I. Карл IV вступил на престол 17 ноября 1788 года. Он отрекся от короны

19 марта 1808 года вследствие волнений, происшедших в Аранхуэсе,

процарствовав в Испании двадцать лет. Он думал сохранить свою жизнь, жизнь

своей жены-королевы и Князя мира отречением от своих державных прав в пользу

своего старшего сына Фердинанда, принца Астурийского, которого представители

нации признали возможным наследником монархии.

II. Главными инквизиторами в царствование Карла IV были: дом Агостино

Рубин де Севальос, епископ Хаэна, умерший в 1792 году; дом Мануэль де

Абад-и-ла-Сьерра, архиепископ Силиврии, бывший епископ Асторги, который по

приказанию двора принужден был подать в отставку; кардинал-архиепископ

Толедо дом Франсиско де Лоренсана [199], отказавшийся от своих обязанностей

в 1797 году; дом Рамон Хосе де Арсе [200], сначала архиепископ Бургоса, а

затем архиепископ Сарагосы и патриарх Индии.

III. Просвещение начало проникать в Испанию в царствование Филиппа V;

оно сделало некоторые успехи при Фердинанде VI и Карле III и значительно

усилилось в правление Карла IV. Два препятствия, мешавшие до сих пор его

распространению, не существовали более со времени реформы шести больших

коллегий Кастилии и изгнания иезуитов. До этого переворота должности

каноников кафедральных соборов и судебные