Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

король не отправлял

правосудия в пользу Распятого, который этого требовал'. Демон другой

бесноватой, заклинаемый в Мадриде, предлагал сказать правду относительно

виновника околдования в часовне Богородицы доминиканского монастыря в Аточе;

он прибавлял, что это послужит к увеличению поклонения иконе Богородицы в

этой церкви, которая тогда не пользовалась известностью. Третий демон был

спрошен в Германии. Но, кажется, три бедняги черта были между собой согласны

только в покровительстве церквам и братствам доминиканских монахов - может

быть, потому, что главный инквизитор Рокаберти, королевский духовник Диас и

три экзорциста были доминиканцами. Один из трех демонов внушал, что королева

сама принимала участие в колдовстве; но надо думать, что это обстоятельство

не помешало бы королю восстановить возможность иметь детей. Процесс состоит

из четырех документов более чем в тысячу листов; если бы его напечатать, он

навел бы на многие размышления.

Статья вторая

ОБСУЖДЕНИЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ИНКВИЗИТОРАМИ

I. В царствование этого же государя была созвана великая хунта,

составленная из двух членов государственного совета, двух членов от каждого

из советов Кастилии, Арагона, Италии, Индии, военного и финансового

управления, королевского секретаря и помощника секретаря канцелярии

северного государства. Министр-секретарь короля выразился следующим образом:

'Пререкания, происходящие в делах всякого рода между инквизиторами и

светскими королевскими судьями по вопросам юрисдикции и привилегий,

настолько умножились, что возникли значительные затруднения, которые

тревожат спокойствие народов и препятствуют отправлению правосудия, как это

заметно в некоторых провинциях, вследствие постоянных протестов, к которым

прибегают их власти, действуя одна против другой. Эти мотивы побуждают

короля поручить собранию выработать точное, ясное и определенное правило для

предупреждения подобных злоупотреблений, правило, способное обеспечить

трибуналу инквизиции должное уважение и в то же время послужить преградой

для инквизиторов, которые пожелали бы вмешаться в дела, посторонние

установлению святого трибунала'. Король приказал, чтобы шесть советов,

которые послали каждый по два человека для образования хунты, сообщили ей

все бумаги по предмету, предложенному королем для их обсуждения.

II. 21 мая 1696 года великая хунта сделала доклад, в котором говорилось

следующее: 'Хунта из разбора доставленных ей бумаг убедилась в давности и

общности для всех владении Вашего Величества, где учреждена инквизиция,

беспорядка, царящего в различных юрисдикциях вследствие неутомимого старания

инквизиторов постоянно расширять свою власть с таким произволом и с такой

несдержанностью в отношении обычая, обстоятельств и лиц, что они почти

ничего не оставляют для светской юрисдикции, захватывая власть тех, кто

должен отправлять правосудие. Нет такого рода дел (как бы ни были они чужды

учреждению и их прерогативам), расследования которых они не присвоили бы

себе под каким-либо более или менее призрачным предлогом. Нет ни одного

человека (как бы он ни был независим от их власти), с которым они не

обходились бы так, как если бы он был им непосредственно подчинен, принуждая

его повиноваться их декретам, приговаривая его к церковным наказаниям,

штрафам, тюрьме и (что еще более пагубно) покрывая его имя бесчестием,

неразрывно связанным с этими карами.

III. Ничтожнейшее оскорбление, малейшая несправедливость по отношению к

их слугам порождают месть, и они сыплют наказания, как будто бы было налицо

преступление против религии, не соблюдая ни правил, ни меры. Они не только

распространяют свою юрисдикцию на собственных чиновников и зависящих от них

лиц, но с подобной же суровостью применяют ее к делам, относящимся к их

рабам. Для них недостаточно избавления от всякой повинности и налога

личности и имущества их должностных лиц, как бы ни были велики привилегии,

дарованные тем и другим. Они претендуют еще на то, чтобы их дома

пользовались правом убежища, чтобы ни один преступник не мог быть там

задержан, даже в силу приказания суда. Если, вопреки их притязаниям,

светская власть захочет воспользоваться своим правом, повелевая схватить

преступников, они дерзают жаловаться на это, как на церковное святотатство.