Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 2)

73'.

XIII. '[Слава] Богу милостивому и великому. Бартоломео Каррансе, родом

из Наварры, доминиканцу, архиепископу Толедскому, примасу Испании; мужу,

знаменитому происхождением, жизнью, учением, проповедью и милосердием;

отлично исполнившему многие служения, порученные ему императором Карлом V и

католическим королем Филиппом II; скромному в счастии и терпеливому в

несчастии. Скончался в 1576 году, 2 мая, в день святых Афанасия и Антонина,

в возрасте 73 лет'.

XIV. Если папа назвал Каррансу человеком, знаменитым своим учением и

своей проповедью, невероятно, чтобы он считал его книги и проповеди полными

ересей.

XV. Папа уведомил толедский капитул о приговоре и о дне, когда он был

вынесен; затем он сообщил о смерти архиепископа и поручил молиться Богу об

упокоении его души. Сначала ему устроили торжественные похороны в Риме;

несколько времени спустя еще торжественнее справили их в Толедо, где после

него кафедру занимал дом Гаспар де Кирога, главный инквизитор, епископ

Куэнсы, бывший потом кардиналом. Этот прелат (бывший каноником Толедского

кафедрального собора) держал в своих руках синод и провинциальный собор.

XVI. Он счел неудобным, чтобы портрет его предшественника не был

помещен в зале заседаний рядом с портретами других архиепископов. Он велел

расположить его рядом с портретом кардинала дома Хуана Мартинес Силисео. Это

доказывает, что он не краснел при мысли, что когда-нибудь поместят его

собственный портрет рядом с портретом дома Бартоломео.

XVII. Было в обычае писать эпитафии всех архиепископов на двери храма.

Капитул дал доказательство умеренности, удовлетворившись краткой надписью:

'Prater Bartholomeus de Carranza et Miranda, ordinis predicatorum,

archiepiscopus Toletanus obiit postridie Galendas maii anno MDLXXVI'. Это

значит: 'Брат Бартоломео де Карранса-и-Миранда, из ордена проповедников

архиепископ Толедский, умер на другой день майских календ 1576 года'. Пример

папы должен был бы, по-видимому, побудить его с большим почтением говорить о

своем архиепископе, так как это неприятное упущение поражает взор среди

похвальных эпитафий других архиепископов. Разве не прославляли Элипанда?

Всем, однако, известно, что Элипанд был осужден как рядовой еретик и даже

как учитель-еретик.

XVIII. Вопреки несправедливой победе, одержанной святым трибуналом в

процессе Каррансы, инквизиторы были недовольны, что он не был лишен сана

архиепископа Толедского. Пятилетнее устранение от должности показалось им

карой исключительно легкой. Они опасались даже, что папа освободит его от

этого наказания, как он и сделал действительно через неделю после

произнесения приговора.

XIX. Их досада вылилась в письмах, находящихся среди документов

мадридского процесса, писанных из Рима на первый, второй и третий день после

приговора. Среди множества вещей, которые там встречаются и которые в

настоящее время опозорили бы писавших их, замечателен совет, данный королю,

не допускать ни под каким предлогом, чтобы Карранса вернулся в Испанию, в

особенности не разрешать ему управлять епархией, даже по истечении

пятилетнего срока наказания. Зависть и ожесточение заставляют их

предполагать, что было бы скандалом и позором для толедской Церкви видеть в

составе своих священнослужителей и в епархии человека, осужденного

инквизицией; эти же чувства толкали их на заявление, что было бы лучше, если

бы король уговорил папу убедить Каррансу выйти в отставку с сохранением

пенсии для помещения затем на эту кафедру человека, более достойного ее

занимать. Богу было угодно вскоре прервать смертью архиепископа депо,

чреватое новыми интригами, так как я со скорбью видел, что противники

архепископа, не желая прекращать преследования, готовили против него новое

гонение.

XX. Неужели нужно, чтобы усердие к религии, к вящей славе Божией и его

Церкви всегда служило предлогом к отвратительным поступкам? 'Сколько зол

может [советовать] вызвать религия [Tantum religio potuit suadere malorum]!'

- сказал поэт [109]. Этот злобный выкрик является клеветой, потому что

религия не советует никому причинять зла. Но людская порочность толкает на

злоупотребление самыми святыми и самыми непорочными вещами.

Глава XXXV

ПРОЦЕСС АНТОНИО ПЕРЕСА, МИНИСТРА И ПЕРВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКРЕТАРЯ

КОРОЛЯ