что слышал от одного человека (имени
которого он не помнил), как дом Бартолемео, возвращаясь с собора в 1552
году, произнес проповедь в Тафалле, не обращая к Святой Деве приветствия:
'Прииди, Создатель Дух' [95], и это, по-видимому, показывало, что он не
верит ни в заслуги, ни в заступничество святых.
XXIV. 4 января 1561 года брат Франсиско д'Ирибарен, настоятель
францисканского монастыря в Тарасоне, сказал, что рассказанный случай
произошел, когда он был настоятелем в Тафалле; хотя он не присутствовал при
проповеди, но от многих слышал, что Карранса проповедовал, как святой;
правда, один человек выразил неудовольствие, что не было сказано приветствия
Деве Марии, но он, свидетель, на вопрос о причине этого новшества получил
ответ: Карранса следовал в этом обычаю собора.
XXV. Ни один из этих двух свидетелей не показал того, что он видел или
слышал сам. Предполагая факт достоверным, настоятель не дает ему злостного
толкования, придуманного другим монахом.
Статья вторая
РАЗБОР ПОКАЗАНИЙ
I. Согласно результату процесса, который мы видели до сих пор, можно
утверждать, что уже на предварительном следствии, хотя произведенном
инквизиторами в служебном порядке без участия Каррансы и даже без его
ведома, рассыпались все факты, доказывающие, что Карранса лютеранин. Теперь
я сведу их к небольшому числу тезисов.
II. Первый относится к существованию чистилища. Брат Доминик де Рохас,
дон Карлос де Сесо и донья Катерина де Риос доказывают своими показаниями и
своими произведениями, что архиепископ говорил, писал и давал распоряжения
при объездах в качестве провинциала своего ордена, как человек, верующий в
чистилище, и что он даже упрекнул дона Карлоса де Сесо в его неверии на этот
счет.
III. Оправдание верою. Из показаний вышеупомянутых свидетелей, а также
маркизы д'Альканисес, брата Хуана де Вильягарсия, брата Хуана де ла Пеньи,
брата Франсиско Торо де Сильяс, брата Луиса де ла Круса и доктора Савино
Бернарде де Астете видно, что Карранса всегда питал большое доверие к добрым
делам и что единственный вывод, который можно извлечь из совокупности
показаний, заключается в том, что он мало ценил их в сравнении с заслугами
страданий и смерти Господа нашего Иисуса Христа, в которые следует горячо
верить.
IV. Заступничество святых. Дон Хуан де Акунья, граф де Буэндиа, донья
Франсиска де Кордова, его жена, Педро Вальдес, их капеллан, и главные слуги
семьи этого гранда Испании показывают, что Карранса советовал прибегать к
покровительству святых; единственное, чего он не одобрял в этих молитвах,
это прибавления к ним Отче наш и Богородице дева радуйся, которые обращены к
Иисусу Христу и его матери, а не к святым.
V. Евхаристия. Брат Доминик де Рохас, брат Луис де ла Крус, иезуит
Мартин Гутьерес, донья Франсиска де Суньига и другие удостоверяют его веру в
это таинство, хотя Карранса утверждал, что не нужно исповедоваться для
приступления к святой трапезе, если только человек не находится в состоянии
смертного греха.
VI. Толкование Священного Писания. Брат Луис де ла Крус, брат Доминик
де Рохас, брат Франсиско де Тордесильяс, доктор Астете и некоторые другие
говорят, что Карранса признавал нужным обращаться к святым учителям и Отцам
Церкви для понимания темных и сомнительных мест Библии и что он прибавлял
этот пункт к тому, что утверждал Хуан Вальдес.
VII. Лютеранское учение вообще. Все перечисленные мною монахи, доктор
Астете и брат Амбросио де Саласар удостоверяют, что он не только не
исповедовал еретического учения, но, проникнув в глубину этих заблуждений,
показывал, в чем они состоят, чтобы уберечь от них неблагоразумных людей;
его поступки были настолько противоположны лютеранству, что он обратил много
еретиков, а других велел наказать как неисправимых; а если он дружил с
прелатами, заподозренными в ереси, то делал это только с тою целью, чтобы
кротостью вернуть их к Церкви, так как кротость является единственно
надежным средством влиять на подобных людей.
VIII. Лютеранский способ выражения. Свидетели говорят, что относительно
некоторых пунктов учения способ выражения у католиков одинаков с лютеранами;
Карранса изъяснял свое учение в католическом смысле, чтобы не подать
никакого повода к двусмысленности; его труды и личное поведение постоянно
были в согласии с его речами