Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

тесному единению, связывавшему

Каррансу с Маттео Приоли, епископом Брешиа [92], донато Рулло Кадавересом,

неаполитанцем, Антонио Фламинио и М. Карнесекой, кардиналами Поло и Мороной,

Атаназио Колонной и другими, с которыми он имел тайные совещания. Дон Диего

в своем письме говорил, что этих людей не в чем упрекать и с внешней стороны

они не давали повода ни к какому подозрению, но они шли путем, проложенным

только для очень небольшого числа лиц. Главный инквизитор знал, что все эти

люди были отмечены как еретики, некоторые из них подверглись преследованию и

были осуждены. Он имел на этот счет частные разговоры с доном Диего де

Мендоса и вынудил его потом дать об этом показание под присягой. Тот

повторил переданные мною выше слова и прибавил, что это обстоятельство

заставляло его сомневаться в чистоте веры архиепископа Толедского; что не

одобрял его катехизиса, так как он не отвечает на некоторые аргументы

еретиков; правда, опровергает другие, но слабыми доводами; между тем он

представлял доводы противников во всей их силе и трудности, как он уже

говорил королю во Фландрии. Этот свидетель подтвердил свое показание 20

октября. Он также сказал, что до запрещения катехизиса советовал герцогу

д'Аркосу и дону Фернандо Карильо де Мендосе не читать его, потому что

катехизис не является правоверным, что принц Эволи имел одно дело, которое

должно было разбираться архиепископом Толедским, и он, свидетель, писал

Лосилье, секретарю принца, чтобы поспешили выполнить это как можно скорее;

он это сделал потому, что предвидел арест прелата.

XI. Доктор Хулиано де Перниа, другой свидетель, был согласен со всем

сказанным. Он показал 15 октября, что слышал от дона Фернандо Карильо де

Мендосы старшего сына маркиза де Приэго, будто бы дон Диего де Мендоса во

Фландрии предсказал арест архиепископа как заподозренного в лютеровой ереси.

XII. Брат Бернарде Альварадо де Фреснеда, францисканец, пятидесяти лет

от роду, духовник короля (потом член государственного совета,

главноуполномоченный крестового похода, епископ Кордовы и архиепископ

Сарагосы), в тот же день сообщил о дружеских отношениях Каррансы с

кардиналом Поло, кардиналом Морона, архиепископом Кентерберийским, епископом

Приоли, которые потом все были объявлены еретиками, а также с доктором

Мурильо из провинции Арагон, который согласно показанию брата Хулиана де

Туделы говорил: если правда, что он стал еретиком, то виновником этого

является Карранса.

XIII. Брат Хулиано не был допрошен. Но брат Хуан де Вильягарсия в ответ

на обращенный к нему в тюрьме запрос о характере отношений, существовавших

между Каррансой и еретиками, упомянутыми Мендосой, и о содержании некоторых

писем этих лиц, найденных в бумагах Каррансы, дал простые и ясные

объяснения. Он сказал, что они не только не допускали малейшего подозрения в

ереси, но, наоборот, Доказывали, что архиепископ прилагал величайшие усилия

и обнаруживал огромное усердие к убеждению еретиков и к погашению ереси или,

по крайней мере, к прекращению ее распространения в Англии, в Оксфордском

университете и других школах этого королевства, соглашаясь с еретиками лишь

в отношении того, что не затрагивало определенного догмата; делалось это с

тем, чтобы различие в мнениях казалось менее значительным и таким образом

легче было бы вернуть еретиков к единству католической веры.

XIV. Мы не должны забывать, что дон Диего де Мендоса был единственным

сообщившим этот факт и свидетелем, которого склонили дать показания, потому

что не было ни одного конкретного случая, который мог бы мотивировать его

показания.

XV. 15 ноября доктор Акоста показал, что однажды в октябре он обедал у

принца Эволи, у которого в ту пору были принцесса, граф де Лерма, епископ

Куэнсы, его брат дон Родриго де Кастро и другие лица. Иезуит Тавларес во

всеуслышание заявил: 'Вскоре увидят, еретик ли архиепископ Толедский; но

легко заметить, что у него много соперников'.

XVI. Эти слова, сказанные в присутствии дома Педро и дона Родриго де

Кастро, глубоко обидели их, как и инквизиторов, допрашивавших доктора

Акосту.

XVII. 29 ноября Диего де Дуранго, слуга графа де Миранды, показал, что

он слышал в проповеди, произнесенной, как он думает, домом Бартоломео

Каррансой, следующий тезис: 'Какую пользу можно извлечь из сотни Богородиц