события монархического государства (повествование о которых
чуждо моей теме) заставили королеву-мать приказать отцу Нитгарду подать в
марте 1669 года в отставку и уехать в Рим. В 1672 году он был назначен в
столице христианского мира кардиналом и титулярным архиепископом Эдесы [37].
После его отъезда король назначил главным инквизитором дома Диего Сармиенто
Вальядареса, епископа Овиедо и председателя совета Кастилии, который велел
тотчас прекратить дело, начатое против дона Хуана Австрийского.
IV. Эта глава посвящена тому, чтобы обратить внимание на смелость
инквизиторов в преследовании принцев. Думаю, что мне разрешат включить в их
число испанских грандов, так как Карл V объявил их принцами, равными в
почестях владетельным государям Германии, имеющим право садиться и надевать
шляпу на собраниях, на которых присутствовал монарх, например во время
коронации императора. Независимо от этого существует несколько грандов
Испании, которые действительно являются владетельными государями в своих
владениях в Италии, Неаполе и Германии; таковы, например, герцоги де
Мединасели, д'Альба, де л'Инфантадо, д'Альтамира и некоторые другие. Многие
из них происходят из королевских домов Арагона и Кастилии по женской линии:
таковы графы де Виамануэль, по мужской линии через инфанта Кастилии дона
Мануэля, законного сына Фердинанда III, короля Кастилии и Леона.
V. Итак, я должен включить в список принцев, униженных инквизицией,
маркиза де Приэго; графа де Кабра {См. гл. X.}, великого магистра военного
ордена де Монтеса {См. гл. XXIV.}, герцога де Гандина, св. Франсиска де
Борха; блаженного Хуана де Риберу и достопочтенного дома Хуана де Палафокса
{См. гл. XXIX.}. Были и другие, которых в 1559 году преследовали в
Вальядолиде и в Севилье по обвинению в лютеранстве вследствие показаний,
данных в тюрьмах разными узниками, в особенности Доминго де Рохасом и Педро
Касальей. В эту эпоху преследовали многих других грандов Испании, о которых
я говорил в главе ХХIV. Участь знатных особ, о которых идет речь, разделили:
графиня де Монтеррей и вдовствующая маркиза д'Алканисес, донья Эльвира де
Рохас; замужняя маркиза д'Алканисес, донья Хуанна Борха, сестра св.
Франсиско Борха; донья Анна Энрикес, дочь маркиза д'Алканисеса, супруга дона
Хуана Альфонса де Фонсека Мехиа, барона де Сантофимиан; дон Антонио Манрике
де Лара, герцог де Нахера, который умер; дон Фад-рике Энрикес де Рибера,
брат маркиза де Тарифы, впоследствии герцога д'Алькалы, и дяди блаженного
Хуана де Риберы; дон Бернардин де Мендоса из дома герцогов де л'Инфантадо,
главного командира испанских галер; дон Альваро де Мендоса и донья Мария де
Мендоса из той же семьи. Правда, почти ни один их этих судебных процессов не
повлек за собой для жертв ни ареста, ни лишения связи с внешним миром;
ограничились серьезным предостережением каждому оговоренному, за исключением
вдовствующей маркизы д'Алканисес: по ее собственной просьбе местом
заключения ей был назначен монастырь Св. Екатерины в Вальядолиде, где две ее
дочери были монахинями. Она имела причины бояться заключения и избежала
этого несчастья с помощью хорошего заступничества, которое сумела
приобрести. Все эти лица ни в чем не повинны; подозрения, имевшиеся против
них, были основаны лишь на том, что они были довольно тесно связаны с
докторами Агостино и Педро Касалья, Домиником де Рохасом и доном Педро
Сармиенто де Рохасом, братом доньи Эльвиры; их обвиняли также в том, что они
слышали разговоры об оправдании (верою) и не донесли о них. Но могли ли они
донести, если не знали, что эта доктрина еретическая?
Глава XXVIII
ПОВЕДЕНИЕ СВЯТОГО ТРИБУНАЛА ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯЩЕННИКОВ, ЗЛОУПОТРЕБЛЯЮЩИХ
ТАИНСТВОМ ИСПОВЕДИ ИЛИ ОБВИНЯЕМЫХ В ДРУГИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ТОГО ЖЕ РОДА
Статья первая
СУДОПРОИЗВОДСТВО
I. С большей чем когда-либо суровостью преследуя мирных лютеран,
испанская инквизиция была принуждена принять меры против католических
священников, которые злоупотребляли таинством исповеди, чтобы побуждать
кающихся к преступной связи. Однако политика инквизиторов в столь щекотливом
деле была чрезвычайно осторожна, так кик они боялись дать лютеранам новое
оружие против тихой исповеди священнику, а католикам предоставить предлог не
прибегать к ней так часто. В самом деле, есть преступления, которые могли бы
опозорить