представил Тридентскому собору несколько доводов в пользу
Лютера, на что, по его утверждению, можно было основательно ответить.
Свидетель прибавляет, что доктор Градос может подтвердить истинность его
сообщения. Доктор Градос не был спрошен. Кто на самом деле поверит, чтобы
Карранса или кто-нибудь другой осмелился так говорить на Тридентском соборе?
XXIX. 14 декабря брат Доминик де Рохас представил рукопись, содержащую
признание в заблуждениях и просьбу о прощении. Относительно архиепископа он
добавил, что, как он уже показывал, этот прелат постоянно придавал
католический смысл выражениям, которыми пользовался по примеру лютеран;
однако он обязан сказать: если бы у него и у многих других лиц ум не был
затуманен ароматом лютеранских фраз, чтение книг ересиарха не произвело бы
на них такого действия. Брат Доминик де Рохас говорил все это для облегчения
своей вины и в надежде получить примирение с Церковью. Получив 7 октября
1559 года указание готовиться к смерти на другой день, в качестве
проповедующего еретика, он попросил аудиенцию, чтобы заявить о том, что
считал нужным для покоя своей души. Получив ее, он сказал, что 'положение, в
котором он находится, обязывает его показать, что он никогда не слышал из
уст дома Бартоломео ни одного слова и ничего не узнал от него, что было бы
противно тому, чему учит святая римская Церковь в своих соборах, решениях и
предписаниях; напротив, каждый раз, как им случалось беседовать о мнениях
лютеран, архиепископ говорил, что они полны коварства и заблуждений и
кажутся ему порождением ада для обмана тех, кто не примет предосторожности
против изливаемого ими яда. По словам Доминика де Рохаса, Карранса
доказывал, в чем они ложны, и излагал основания римской Церкви, подкрепляя
свое учение рассуждениями и цитатами; точно таким же образом он поступал при
публичных чтениях. Все эти моменты побуждают его, Доминика де Рохаса,
держаться того заявления, которое он сделал раньше в пользу дома Бартоломее;
правда, фразы, которыми Карранса пользовался в сочинениях и проповедях,
похожи на те, какие он, брат Доминик, читал в еретических книгах и слышал из
уст лиц, составлявших лютеранскую общину Вальядолида, но архиепископ
действительно придавал им католический смысл'.
Статья третья
ПАПСКОЕ БРЕВЕ, РАЗРЕШАЮЩЕЕ АРЕСТОВАТЬ АРХИЕПИСКОПА. МЕРЫ, ПРИМЕНЕННЫЕ
ДЛЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГО ВИНОВНОСТИ
I. Мы только что видели, какие показания содержал процесс, возбужденный
против толедского архиепископа, когда у папы попросили бреве для его ареста.
Надо думать, что материалов было немного, потому что издание бреве Павла IV
последовало 7 января 1559 года, а просьба об этом бреве была послана,
видимо, не позднее начала декабря 1558 года. Однако оценка трудов Каррансы,
произведенная Мельхиором Кано, Домингом Куэвасом, Доминго Сото, Педро Ибарой
и магистром Карлосом, как и мнение, высказанное домом Пед-до де Кастро,
епископом Куэнсы, также послужили для мотивирования этой просьбы. Вот список
рукописных произведений архиепископа, которые приводятся вместе с печатным
катехизисом в этой части судопроизводства:
II. 1) Заметки на толкование Книги Иова, сделанное другим автором.
2) Заметки на толкование стиха Слыши, дщи псалма 44, составленное
достопочтенным Хуаном д'Авилой.
3) Изъяснение псалма 83 - Как вожделенны жилища твои, Господи сил.
4) Изъяснение псалма 129 - Из глубины взываю к тебе, Господи.
5) Изъяснение псалма 142 - Господи, услыши молитву мою.
6) Толкование на пророка Исайю.
7) Толкование Послания св. Павла к Римлянам.
8) Толкование Послания к Галатам.
9) Толкование Послания к Ефесянам.
10) Толкование Послания к Филиппинцам.
11) Толкование Послания к Колоссянам.
12) Толкование на соборное Послание св. Иоанна.
13) Трактат о любви Божией к людям.
14) Рассуждение о таинстве священства, с заметками о том же предмете.
15) Рассуждение о святой жертве литургии.
16) Рассуждение о безбрачии священников.
17) Рассуждение о таинстве брака.
18) Рассуждение о пользе и действенности молитвы.
19) Рассуждение о скорби праведных.
20) Рассуждение о христанской вдове.
21) Рассуждение о христианской свободе.
22) Заметки о заповедях Божиих и о смертных грехах.
23) Апология труда, опубликованного автором под заглавием