Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

ли он об

этих пунктах учения с архиепископом, получила ответ, что он этого не делал,

потому что Карранса только что написал сочинение против лютеран. Она

прибавила, что слышала от Франсиско де Виберо, что архиепископ будет гореть

в адском огне, потому что, зная лучше, чем кто-нибудь другой, как правоверно

учение Лютера, он осудил на сожжение в Англии нескольких лиц, принявших

лютеранство. Франсиско де Виберо заявил, что не помнит этого разговора и

считает его сомнительным, так как архиепископ всегда был римским католиком.

XII. Донья Катерина де Риос, настоятельница доминиканского женского

монастыря Св. Екатерины в Вальядолиде, 24 апреля показала, что слышала от

брата Доминика де Рохаса, будто дом Бартоломео учил, что он не видит в

Священном Писании очевидных доказательств существования чистилища. Она

прибавила, однако, на следующий день: вопреки услышанному, она убеждена, что

Карранса верит в существование чистилища; будучи провинциалом своего ордена,

он увещевал монахов исполнять завещания относительно заупокойных обеден и

делал другие благочестивые распоряжения относительно поминовений об

упокоении душ усопших; его проповеди и протоколы объездов монастырей ордена

полны тех же увещаний; спросив однажды у доньи Анны Энрикес, придерживается

ли архиепископ тех же мнений, что и она, получила ответ, что он так далек от

них, что написал книгу для их опровержения. Донья Бернардина де Рохас

говорила ей, что узнала от брата Доминика де Рохаса, будто архиепископ

советовал ему не очень увлекаться его талантам; Савино Астете, каноник

Саморы, уверял ее, будто слышал, как брат Доминик свидетельствовал, что

Карранса внушает ему величайшее сострадание, потому что не следует его

мнениям. Это показание не было сообщено архиепископу при оглашении

свидетельских показаний, потому что оно ничего не содержало против него. Из

этих подробностей видно, какие средства защиты трибунал должен был

предоставить подсудимому. Если бы показания такого рода были известны его

защитнику, какую пользу он сумел бы извлечь из них для своего клиента! На

запрос о тезисе, относящемся к чистилищу, брат Доминик де Рохас заявил 23

августа, что, беседуя однажды с домом Бартоломео о мучениях чистилища, он

получил ответ, из которого можно было видеть его веру в существование

чистилища, и он всегда говорил об этом предмете, как настоящий католик.

XIII. Брат Хуан Мануэлес, доминиканец, заявил 18 октября 1560 года, что

девять или десять лет тому назад беседовал с домом Бартоломео по поводу

одного лютеранина, осужденного на сожжение, и он не уверен, выставлял ли

архиепископ следующий тезис: известно, что Священное Писание не удостоверяет

нас в существовании чистилища. Это показание не только единственное, но и не

подтверждающее факта. Кроме того, оно дано спустя год после ареста

архиепископа. Неужели он не донес бы десять лет тому назад, если бы слышал

это утверждение?

XIV. 4 мая 1559 года Педро де Касалья заявил, что слышал, как дон

Карлос де Сесо отрицал в 1554 году существование чистилища и повторял этот

тезис перед домом Бартоломео Каррансой, который казался возмущенным, но не

счел нужным ни пристыдить его, ни донести на него. Свидетель сказал также,

что брат Доминик де Рохас рассказывал, что, высказав Каррансе, как ему

трудно примирить учение об оправдании с учением о чистилище, получил ответ,

что невелико несчастие, если нет чистилища; на его возражение о решении

Церкви его учитель прекратил спор словами: 'Вы еще не способны хорошо

понимать этот предмет'. Дон Карлос де Сесо на вопрос о первом пункте ответил

27 июня, что дом Барто-ломео говорил ему, что он должен верить в

существование чистилища и полагаться на решение Церкви, и, если бы не

настало время отъезда, он ответил бы удовлетворительно на все аргументы;

свою беседу с Каррансой он сообщил только Педро де Касалье. Это дает

основание думать, что обращенный к нему запрос вызван показанием Касальи,

который сказал неправду. 20 и 23 августа брат Доминик заявил, что дом

Бартоломео постоянно говорил о чистилище, как всякий настоящий католик.

Следовательно, показание Педро Касальи было опровергнуто и уничтожено до

приказа об аресте.

XV. 7 мая 1559 года инквизитор Гильельмо передал письмо, адресованное

ему архиепископом Толедским по частному