Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

ему читать запрещенные книги.

VI. По возвращении в Испанию он с величайшим успехом преподавал

богословие в коллегии Св. Григория. В 1540 году его добродетели, милосердие

и сочувствие бедным проявились весьма ярко. В этом году совсем не было

урожая в горах Леона и Сантандера, и несчастные жители этой области во

множестве пришли в Вальядолид. Карранса не только кормил в своей коллегии

сорок этих бедняков, но делал для них сборы по городу и продал все свои

книги, оставив только Библию и Суммы св. Фомы. В это время он был постоянно

занят то в святом трибунале в качестве квалификатора, то у себя дома,

просматривая книги, присланные ему верховным советом, то на городской

площади, произнося проповеди на аутодафе, справлявшихся там, например на

аутодафе Франсиско Сан-Романа, сына старшего алькальда Брибиэски, который

был сожжен живьем как нераскаявшийся лютеранин. В том же 1540 году он был

назначен в епархию Куско. Когда известие о его назначении было принесено ему

доном Хуаном Бернардом Диасом де Луке, членом совета Индий (который был

потом епископом Калаоры), Карранса ответил ему, что, если правительство

желает послать его в Америку в качестве проповедника Евангелия, он готов

повиноваться, но только не в должности епископа или приходского священника.

Его отказ приняли во внимание.

VII. В 1545 году Карранса отправился на Тридентский собор в качестве

богослова, посланного Карлом V. Он оставался там три года и много работал во

всех конгрегациях под главенством папских легатов и испанского посла.

Кардинал дом Пабло Пачеко, епископ Хаэна, а затем Сигуэнсы (декан испанских

прелатов, присутствовавших на соборе), настоятельно предложил ему произнести

проповедь об оправдании перед отцами собора, собравшимися в приходской церки

Св. Лаврентия в Триенте. В 1546 году он напечатал в Риме один из своих

трудов под заглавием Итог соборов, а в Венеции - Другой труд: Богословская

полемика. В 1547 году он опубликовал трактат О резиденции епископов,

доставивший ему множество врагов; на этот труд нападал брат Амброджио

Катерине, доминиканец, а защищал его тоже доминиканец, брат Доминике Сото.

VIII. По возвращении в Испанию в 1548 году он был назначен духовником

Филиппа II, тогда принца Астурийского. Император письмом из Германии дал ему

знать о назначении, а принц Астурийский, который был тогда в Коллиуре, со

своей стороны уведомил его об этом, послав приказ выехать в этот город,

чтобы сопровождать его в путешествии по Фландрии и Германии. Карранса

поблагодарил государей, но отказался от должности, считая себя недостойным

ее, хотя брат Педро де Сото, его ученик, был тогда духовником Карла. В 1549

году монарх назначил его епископом Канарских островов; но Карранса

отказался, извиняясь таким же образом, как он сделал в 1540 году при отказе

от назначения епископом Куско. Доминиканцы Паленсии в том же году избрали

его настоятелем своего монастыря. Он принял это предложение. В том же году

он составил толкование на Послание св. Павла к Галатам. В 1550 году он был

назначен провинциалом монастырей Кастилии и посетил свою провинцию,

ревностно заботясь о восстановлении всех правил, если было введено

послабление, а особенно годовщин, заупокойных обеден и других служб,

установленных во спасение душ чистилища.

IX. Когда Тридентский собор был созван вторично в 1551 году, Карранса

отправился туда по приказанию императора, снабженный полномочиями от дома

Хуана Мартинеса Силисео, кардинала-архиепископа Толедо. Он присутствовал на

всех собраниях и конгрегациях до 1552 года, когда собор был вторично

приостановлен. В числе разных поручений, доверенных ему, было составление

индекса. Для этой цели ему доставили множество книг, из которых он велел

сжечь те, которые считал пагубными, а остальные отдал в доминиканский

монастырь Св. Лаврентия в Триденте. По приезде в Испанию, когда окончился

срок его должности провинциала, он вернулся в свою коллегию Св. Григория в

Вальядолиде. В это время принц-регент королевства, советы Кастилии и

инквизиции и святой трибунал Вальядолида были постоянно заняты обсуждением

щекотливых и затруднительных дел. В числе прочих надо назвать произведенный

домом Диего де Таверой (членом верховного совета, а затем епископом Хаэна)

разбор нескольких Библий и работу над подготовкой