ему читать запрещенные книги.
VI. По возвращении в Испанию он с величайшим успехом преподавал
богословие в коллегии Св. Григория. В 1540 году его добродетели, милосердие
и сочувствие бедным проявились весьма ярко. В этом году совсем не было
урожая в горах Леона и Сантандера, и несчастные жители этой области во
множестве пришли в Вальядолид. Карранса не только кормил в своей коллегии
сорок этих бедняков, но делал для них сборы по городу и продал все свои
книги, оставив только Библию и Суммы св. Фомы. В это время он был постоянно
занят то в святом трибунале в качестве квалификатора, то у себя дома,
просматривая книги, присланные ему верховным советом, то на городской
площади, произнося проповеди на аутодафе, справлявшихся там, например на
аутодафе Франсиско Сан-Романа, сына старшего алькальда Брибиэски, который
был сожжен живьем как нераскаявшийся лютеранин. В том же 1540 году он был
назначен в епархию Куско. Когда известие о его назначении было принесено ему
доном Хуаном Бернардом Диасом де Луке, членом совета Индий (который был
потом епископом Калаоры), Карранса ответил ему, что, если правительство
желает послать его в Америку в качестве проповедника Евангелия, он готов
повиноваться, но только не в должности епископа или приходского священника.
Его отказ приняли во внимание.
VII. В 1545 году Карранса отправился на Тридентский собор в качестве
богослова, посланного Карлом V. Он оставался там три года и много работал во
всех конгрегациях под главенством папских легатов и испанского посла.
Кардинал дом Пабло Пачеко, епископ Хаэна, а затем Сигуэнсы (декан испанских
прелатов, присутствовавших на соборе), настоятельно предложил ему произнести
проповедь об оправдании перед отцами собора, собравшимися в приходской церки
Св. Лаврентия в Триенте. В 1546 году он напечатал в Риме один из своих
трудов под заглавием Итог соборов, а в Венеции - Другой труд: Богословская
полемика. В 1547 году он опубликовал трактат О резиденции епископов,
доставивший ему множество врагов; на этот труд нападал брат Амброджио
Катерине, доминиканец, а защищал его тоже доминиканец, брат Доминике Сото.
VIII. По возвращении в Испанию в 1548 году он был назначен духовником
Филиппа II, тогда принца Астурийского. Император письмом из Германии дал ему
знать о назначении, а принц Астурийский, который был тогда в Коллиуре, со
своей стороны уведомил его об этом, послав приказ выехать в этот город,
чтобы сопровождать его в путешествии по Фландрии и Германии. Карранса
поблагодарил государей, но отказался от должности, считая себя недостойным
ее, хотя брат Педро де Сото, его ученик, был тогда духовником Карла. В 1549
году монарх назначил его епископом Канарских островов; но Карранса
отказался, извиняясь таким же образом, как он сделал в 1540 году при отказе
от назначения епископом Куско. Доминиканцы Паленсии в том же году избрали
его настоятелем своего монастыря. Он принял это предложение. В том же году
он составил толкование на Послание св. Павла к Галатам. В 1550 году он был
назначен провинциалом монастырей Кастилии и посетил свою провинцию,
ревностно заботясь о восстановлении всех правил, если было введено
послабление, а особенно годовщин, заупокойных обеден и других служб,
установленных во спасение душ чистилища.
IX. Когда Тридентский собор был созван вторично в 1551 году, Карранса
отправился туда по приказанию императора, снабженный полномочиями от дома
Хуана Мартинеса Силисео, кардинала-архиепископа Толедо. Он присутствовал на
всех собраниях и конгрегациях до 1552 года, когда собор был вторично
приостановлен. В числе разных поручений, доверенных ему, было составление
индекса. Для этой цели ему доставили множество книг, из которых он велел
сжечь те, которые считал пагубными, а остальные отдал в доминиканский
монастырь Св. Лаврентия в Триденте. По приезде в Испанию, когда окончился
срок его должности провинциала, он вернулся в свою коллегию Св. Григория в
Вальядолиде. В это время принц-регент королевства, советы Кастилии и
инквизиции и святой трибунал Вальядолида были постоянно заняты обсуждением
щекотливых и затруднительных дел. В числе прочих надо назвать произведенный
домом Диего де Таверой (членом верховного совета, а затем епископом Хаэна)
разбор нескольких Библий и работу над подготовкой