и против собственного желания слишком далеко
зашли в своих показаниях. Я нашла в процессе крайне лживые сведения: я была
с девицами в то время, когда, как утверждалось, происходили эти случаи, хотя
в действительности ничего подобного не было. Но я не удивляюсь, что дело
приняло такой дурной оборот, потому что знаю, что одна из девиц была
посажена в секретную тюрьму, где пробыла шесть часов. Так как она не очень
умна, я думаю, что она сказала все, чего от нее добивались. Из этого
обстоятельства я поняла, что полезно обдумывать ответы. Так как мы этого не
делали, то не имеем права жаловаться. Господь хотел, чтобы это испытание
продолжалось полтора года' {17-е письмо св. Терезы}.
XXXII. Достопочтенный дом Хуан де Палафокс, епископ Осмы, сопроводил
это письмо св. Терезы следующим превосходным примечанием: 'Для того чтобы
затеять ужасный процесс по поводу весьма невинного в сущности дела, -
особенно против женщин, - достаточно немного дурного настроения у
допрашивающего, немного желания доказать то, что отыскивают, у составляющего
протокол, немного боязни у того, кто дает показание; из этих трех малых
элементов проистекает чудовищное дело и ужасная клевета'. В самом деле,
достаточно прочесть произведения св. Терезы, чтобы признать, что она любила
откровенность в добродетели и остерегалась всякого необычного пути, который
мог бы привести ее к иллюзии. В письме к дому Альваро де Мендосе, епископу
Авилы, она выражается так: 'Мы были бы достойны большой жалости, если бы
могли искать Бога только после того, как умерли для мира. Магдалина,
самаритянка и хананеянка вовсе не были такими, когда они его нашли'.
Что касается откровений, то она всегда восставала в письмах и речах
против легкомыслия, с которым верят в них; во многих письмах она доказывала
опасность этого, особенно у женщин, воображение которых, как она знает,
легче воспламеняется ложными и фантастическими видениями. Поэтому,
предприняв, по совету своих духовников, описание своей собственной жизни,
где рассказывается о нескольких случаях этого рода, бывших с ней самой, она
дает монахиням благоразумный совет не читать его. Такое расположение св.
Терезы заставляло ее любить чистосердечие и прямоту, и она советовала
избегать необычных путей, не обращая внимания на благие намерения, которыми
можно считать себя вдохновленным. Поэтому, когда севильская буря утихла и
рассеяла предубеждения, внушенные недоброжелательными людьми апостолическому
нунцию против ее ордена, св. Тереза увидела себя вновь в опасности новых
преследований по делу о происшествиях с кармелитками Малагона. Она писала им
- 'Пора нам избавиться от благих намерений, которые нам так дорого стоили'
{62-е письмо ев Терезы.}. Св. Тереза умерла 4 октября 1582 года, шестидесяти
шести лет от роду.
XXXIII. Св. Иоанн Крестный (Juan de la Cruz) [67], который участвовал в
работе св. Терезы по реформированию кармелитского ордена и по устройству
новых монастырей, родился в Онтиверосе, в епархии Авилы, в 1542 году. Он
привлекался к суду инквизициями Севильи, Толедо и Вальядолида. Последний
трибунал вооружился всеми документами, составленными в первых двух, для
материала процесса и для осуждения достопочтенного Иоанна Крестного. Та же
участь готовилась брату Геронимо Грасиану, основателю монастыря босоногих
кармелитов в Севилье, и нескольким другим благочестивым людям, которые
следовали уставу монашеской жизни св. Иоанна. На него донесли как на
фанатика и заподозренного в принадлежности к ереси иллюминатов. Различные
гонения, перенесенные им от нереформированных монахов его ордена, спасли его
от секретной тюрьмы Вальядолида, потому что первый донос не подтвердился
достаточными уликами, и инквизиторы сочли нужным выждать, пока какое-нибудь
обстоятельство доставит новые улики против него. Действительно, явились
несколько доносчиков. Так как св. Иоанн Крестный постоянно выходил
победителем из всех предварительных следствий, преследования затянулись, и
судопроизводство не подвинулось далее. Св. Иоанн умер в Убеде 14 декабря
1591 года, после двадцати трех лет монашества. Он составил несколько
сочинений о духовной молитве.
XXXIV. Св. Хосе де Каласанс, основатель ордена монахов-наставников
христианских школ, был посажен в секретную тюрьму святого трибунала, как
фанатик и