Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

процесса, причем жизнь свидетелей, давших показания на тайном

следствии, не подвергается ни малейшей опасности, хотя показания обычно

возобновляются в ходе судопроизводства, которое юрисконсульты называют

пленарным заседанием. Все основательно убеждены, что свидетели находятся под

покровительством закона и что всякое покушение на их личность будет

приписано обвиняемым.

XXVI. Св. Тереза Иисусова, одна из самых знаменитых в Испании по своим

дарованиям женщин, была обвинена перед севильской инквизицией. Она не была

посажена в тюрьму, потому что судопроизводство было приостановлено после

предварительного следствия, но она испытала большую душевную травму.

Родившись в Авиле в 1515 году, она вступила в монастырь кармелиток [66] в

этом городе. Режим его был многократно смягчен разрешениями, дарованными

римской курией. Св. Тереза составила план его реформирования; получив

разрешение основать несколько монастырей для монахинь, которые пожелают

принять преобразование, она привела в исполнение реформу в новом монастыре

Св. Иосифа в Авиле. Святой было тогда сорок шесть лет; из них двадцать шесть

она провела в монашестве. К тревогам, нарушающим спокойствие ее жизни, надо

причислить угрозу стать жертвой доноса по подозрению в ереси вследствие ее

видений, плохо понятой набожности и воображаемых откровений. Св. Тереза не

потеряла, однако, мужества и рассказывала впоследствии: 'Это дело явилось

для меня источником новых милостей, и я признаюсь, что оно не только не

внушало мне чувства страха, но несколько раз заставляло смеяться над тем,

что происходило; я отлично чувствовала в глубине души, что в деле веры я

руководствуюсь предписаниями католической религии, я готова скорее тысячу

раз претерпеть смерть, чем действовать или говорить против одной из истин,

преподанных нам Церковью. Я убеждала моих дев совершенно успокоиться и

говорила им, что преследование меня со стороны инквизиции не было бы большим

несчастьем: если бы я действительно была виновна, я бы сама выдала себя;

если же, напротив, все опубликованное - ложь, Бог возьмет на себя мою защиту

и повернет дело в мою пользу. Я говорила об этом доброму отцу-доминиканцу;

он так сведущ в этих вопросах, что я могла сослаться на него {Здесь

подразумевается отец Ваньес, известный в свое время как человек ученый и

добродетельный.}. Я беседовала с ним о своих видениях, о своей манере

молиться и о великих милостях, дарованных мне Господом. Я объяснялась с ним

со всей серьезностью, на которую я способна, и просила его испытать меня и

сказать, если он находит в моем поведении что-либо противное Священному

Писанию. Он меня сильно успокоил; мне кажется, что эти беседы были не

бесполезны для доброго монаха, потому что, хотя он сильно преуспел в

благодатной жизни, впоследствии предался молитве с еще большим тщанием

{Жизнь св. Терезы. Гл. 33.}.

XXVII. До сих пор св. Терезе только угрожали. Покинув Авилу для

основания монастырей в Медина-дель-Кампо, Малагоне, Вальядолиде, Толедо,

Пастране, Саламанке, Сеговии и Беасе, 26 мая 1575 года она в

шестидесятилетнем возрасте прибыла в Севилью, где ей пришлось перенести

больше огорчений, чем в Авиле. Сестры {Эти сестры были: Изабелла де

Сан-Франсиско, Мария де Сан-Хосе, Мария де Санто-Эмпириту, Изабелла де

Сан-Геронимо, Элеонора де Сан-Габриэль и Анна де Сан-Альберто.}, которые,

приняв реформу, решили проводить св. Терезу и помочь ей основать монастыри в

Севилье, Сарагосе и других местах, также стали жертвами этого нового

гонения. Стараниями святой реформа уже была введена среди монахов ее ордена,

и в 1568 году она основала монастырь Дуруэло, из которого несколько монахов

было потом послано для основания новых монастырей. В их числе были Хоронимо

Грасиан и Амбросио де Мариано, ученик св. Терезы. Севильский монастырь был

основан первым, в 1573 году. Через два года св. Тереза в том же городе

открыла обитель для кармелиток. Здесь одна послушница подняла бурю. Нравы

этой девицы были чисты, но она отличалась непокорным нравом. У нее был

желчный темперамент и меланхолический характер. Ей нравилось самой

придумывать благочестивые упражнения и епитимьи, которые она предпочитала

действиям, налагаемым на нее общим правилом. Св. Тереза, желавшая внушить

своим монахиням дух послушания и