в инквизицию. Верховный совет выпустил
30 октября 1567 года циркуляр, предписывавший всем трибуналам инквизиции
позаботиться об их аресте в подведомственных округах. 16 августа 1568 года
он издал новый циркуляр, предписывавший аналогичную меру относительно
Толкования на Екклезиаст того же автора. Брат Мигуэль де Медина взялся
защищать его учение и опубликовал Апологию трудов брата Джованни де Феро.
Это произведение возбудило много толков. Мигуэль, считавший нужным
разъяснить свои взгляды, высказал много подозрительного и был арестован. Он
умер в тюрьме святого трибунала после четырехлетнего заключения.
Произведения его и брата Джованни де Феро были запрещены до исправления их.
Эта мера побудила кардинала Кирогу, главного инквизитора, внести Апологию
Медины в Индекс, опубликованный им в 1583 году. Николас Антонио поместил в
своей Испанской библиотеке заметку о некоторых других трудах Медины, уверяя,
что Медине удалось оправдаться по тезисам своего учения. Это утверждение
неточно, так как Медина был объявлен заподозренным. Его виновность или
невиновность являются спорными: его произведения были осуждены, он сам
подпал бы под отречение и получил бы предупреждение, если бы смерть не
прервала начатого процесса.
XI. Брат Педро де Сото, доминиканец, духовник Карла V и первый богослов
папы Пия IV на третьем созыве Триде нт-ского собора, в 1560 году, был
привлечен к суду инквизиторами Вальядолида как заподозренный в лютеранстве.
Это подозрение было основано на показаниях, данных некоторыми сообщниками
Касальи, в частности брата Доминика де Рохаса; на благосклонном суждении
брата Педро о катехизисе Каррансы в 1558 году; на письмах, писанных им к
этому архиепископу 9 марта и 23 апреля 1553 года; на его попытках побудить
брата Доминика де Сото взять назад его первое мнение о катехизисе и одобрить
его; оно было основано также на защите этой книги и на том, что он говорил и
думал на соборных комиссиях, которым было поручено рассмотрение дела. Педро
де Сото не был арестован, потому что он умер в Триенте в 1563 году, во время
первых формальностей по его процессу. Он был уроженцем Кордовы. Филипп II
возил его в Англию для улаживания церковных дел. Николас Антонио дал заметку
о его трудах.
XII. Брат Доминик де Сото, доминиканец, профессор в Саламанке,
присутствовал в качестве богослова на двух первых созывах Тридентского
собора. Он имел большие познания в богословии, но история может осудить его
за лживый характер и за отсутствие мужества; желая угодить сразу двум
враждебным сторонам, он потерял уважение обеих. Я уже рассказал о его
поведении в Севилье по отношению к доктору Эгидию, канонику-учителю этой
церкви, избранному епископом Тортосы. Не более откровенно он поступил в деле
его товарища по учению, архиепископа Толедского. Иквизиторы Вальядолида
поручили ему рассмотреть и оценить катехизис Каррансы. Он отметил в качестве
еретических, непристойных или благоприятствующих еретикам двести тезисов
этой книги. Архиепископ, узнав об этом, написал в сентябре брату Педро де
Сото, жалуясь на брата Доминика, и просил стать на его сторону и защитить
его. Отсюда возникла переписка. Когда Карранса был арестован, в его бумагах
нашли черновики писем Доминику и Педро де Сото; были еще найдены письмо по
тому же делу к Луису де ла Крусу, мнение брата Доминика в пользу катехизиса
и разные письма этого богослова от 14 и 30 октября, 8 и 20 ноября 1558 года,
от 25 февраля и 23 июля 1559 года. Одно из них заслуживает особенного
внимания - именно письмо от 20 ноября. В нем брат Доминик говорит об
испытаниях, которые он претерпел от вальядолидских инквизиторов, и о
насилии, учиненном над ним, чтобы принудить дать дурной отзыв о катехизисе
Каррансы, хотя он признал его хорошим и согласным с здравым учением. Эти
факты дали повод к его процессу; достоверно, что он был бы арестован и
посажен в секретную тюрьму, но он умер 17 декабря 1560 года, когда его дело
принимало серьезный оборот. Он догадывался об ожидавшей его участи, потому
что его уже не приглашали в качестве квалификатора в процессах обвиняемых.
XIII. Брат Хуан де Луденья, доминиканец, уроженец Мадрида, настоятель
монастыря Св. Павла в Вальядолиде, автор нескольких полемических сочинений
против лютеран (которые упоминает Николас Антонио в своей Библиотеке),