он имел ловкость
предложить ему посвящение своего сочинения 'De locis theologicis', которое
было принято. Так как он не имел времени его издать, то решил завещать это
сочинение незадолго до своей смерти в Толедо в 1560 году. Вальдес получил
его и напечатал в Саламанке в 1562 году. Между тем впоследствии это
сочинение попало в Индекс с требованием уничтожения одних статей и изменения
других. Услуга, оказанная им главному инквизитору осуждением катехизиса
Каррансы, и некоторые высказывания против архиепископа, делавшие
подозрительной веру этого прелата, немало способствовали обеспечению ему
безнаказанности. Диффамация, произведенная его речами, доказана в процессе
против архиепископа свидетелями тайного следствия, которые были вызваны
трибуналом для показаний без участия Каррансы и даже без уведомления его о
происходящем. Вероятно, это обстоятельство дало повод думать, что Кано был
его доносчиком. Брат Луис де ла Крус, доминиканский монах (заключенный в
тайной тюрьме инквизиции Вальядолида по подозрению в лютеранстве, потому
что, как говорили, он был увлечен примером Каррансы), будучи принужден дать
объяснения относительно писем, которые он писал из Вальядолида 30 мая и 30
июня 1559 года, объявил 10 сентября, 22 ноября, 15 и 10 декабря: все, что
говорили о Каррансе, было делом клеветы магистра Кано, его соперника,
заклятого врага всякого блага, человека богатых дарований, но неугомонного.
Он подтвердил свое показание 22 декабря того же года. Брат Хуан де Мануэль,
монах того же ордена (который выступал в качестве свидетеля тайного
следствия), объявил 18 октября 1560 года, что слышал, как брат Доминго
Куэвас и брат Доминго Кальвете говорили, будто брат Антонио де
Санто-Доминго, ректор коллегии Св. Григория в Вальядоли-де, утверждал, что
архиепископ невиновен и так же несправедливо преследуем, как Иисус Христос,
и убить магистра Кано было бы делом столь же угодным Богу, как служить
обедню. Он объявил, что слышал, как тот же брат Антонио де Сан-Доминго
говорил о Кано угрожающим тоном и произносил оскорбительные намеки против
святой инквизации, потому что она дорожит подобным человеком. Магистр
Гал-ло, профессор в Саламанке, один из богословов Тридентского собора,
написал из Брюсселя графу де Фериа письмо от 24 апреля 1559 года, найденное
в бумагах архиепископа; в нем есть следующий пункт: 'Брат Мельхиор Кано -
мой друг; это человек, на которого можно рассчитывать из-за многих известных
мне хороших свойств; но я не могу оправдать всех его мнений, особенно того
обстоятельства, что он не обнаружил больше умеренности в деле архиепископа,
в деле, в котором я принимаю участие как человек, всецело преданный этому
прелату. Я интересуюсь его участью со всем усердием настоящего слуги, и все
лица моего положения настолько ему обязаны и благодарны, что ваше одобрение
не может ничего прибавить к моей преданности; я написал архиепископу то, что
откровенно высказал королю, и, надеюсь, он увидит, насколько я желаю ему
успеха'. Иезуит Педро де Рибаденейра писал из Рима 1 февраля 1560 года отцу
Антонио Аросу, своему собрату, что там спорят о том, какое наказание можно
было бы наложить на епископа Кано; между тем достоверно известно, что он
скончался, не будучи судим.
XI. Дом Педро дель Фраго, епископ Хаки, преследовался инквизицией после
того, как стал объектом клеветы, потому что верховный совет вел себя в этом
случае необдуманно. Он родился в 1499 году в местечке Ункастильо, в епархии
Хаки; его отец был Санто дель Фраго, а мать Мария Гарсес, оба из
благородного сословия. Педро учился в Париже и стал доктором Сорбонны. Он
научился еврейскому и греческому языкам и причислялся к лучшим латинским
поэтам своего времени. Назначенный богословом Карла V на первый созыв
Тридентского собора, он был там в 1545 году; на втором собрании в 1551 году
он произнес латинскую проповедь в день Успения; эта речь составляет часть
коллекции документов, относящихся к собору. В 1561 году Филипп II назначил
его епископом города Альджеро в Сардинии, и он присутствовал в качестве
такового на третьем созыве Тридентского собора. Несколько столетий тому
назад епархия Хаки была присоединена к епархии Уэски, но их разделение было
в то время предметом большого процесса. Так как Хаки выиграла его, то дом
Педро дель Фраго был первым