Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

допрашивали в совете инквизиции в

присутствии всех его членов. Ему представили отзыв, который он в 1558 году

послал архиепископу Толедскому. Куэста признал его своим, но сказал: если он

рассмотрит его снова, то увидит, не следует ли судить иначе об убеждениях

Каррансы; пока еще придерживается прежнего мнения. Он вернулся в свою

епархию и из Вильялона сообщил главному инквизитору новое мнение,

благоприятное катехизису. Оно было основано на множестве ученых соображений

и размышлений, которых он не привел в отзыве, посланном Каррансе. Его

письма, заявления и суждения показывают сильную и смелую душу; это почти не

позволяет думать ни того, что его отречение от собственных слов было вызвано

в 1574 году, ни того, что его процесс возобновился около этого же времени,

поскольку главный инквизитор и верховный совет, видя в 1560 году, что дело

архиепископа Толедского доставляло им много хлопот и затруднений, решили

отложить дело других епископов и известных лиц, которое они намеревались

продолжать, когда выяснится результат только что начатого дела. Кто бы мог

не восхищаться твердостью епископа Куэсты по сравнению со слабостью трех

остальных прелатов, бывших по своему поведению во всем остальном людьми,

достойными уважения?

Мне кажется, что Николас Антонио хотел сказать о другом лице, когда он

в своей Испанской библиотеке называл Андрее де ла Куэста, родом из Ольмедо,

профессора греческого языка в Саламанке и автора труда, озаглавленного

Указание на неуважительный поступок, совершенный священником по отношению к

некоторым канцелярским служителям дона Альваро д'Ока. Этот труд сразу после

появления был запрещен как оскорбительный для священнического сословия и

противный его привилегиям.

IX. Дом Антонио Горрионеро, епископ Альмерии, высказал в 1558 году

благоприятное мнение о катехизисе Каррансы. Это и несколько писем,

написанных им по тому же поводу (одно, между прочим, от 29 января 1559

года), были причиной того, что его привлекла к суду инквизиция Вальядолида.

Тем не менее ему не запретили присутствовать на третьем созыве Тридентского

собора, бывшем в 1560 году и в последующие годы. Система отсрочки была ему

выгодна.

X. Дом Мельхиор Кано, родом из местечка Таранкон, в провинции Куэнса,

отставной епископ Канарских островов, присутствовал на второй сессии

Тридентского собора в 1552 году. Он принадлежал к ордену св. Доминика, как и

дом Бар-толомео Карранса, и являлся его соперником по управлению и

заведованию делами ордена, особенно с тех пор, как тот и другой были

кандидатами на должность провинциала Кастилии, и Карранса одержал верх.

Когда о катехизисе дома Бартоломео было донесено инквизиции, Бальдес поручил

Мельхиору Кано рассмотреть дело, показывая будто благоприятствует автору

выбором квалификаторов между монахами его ордена. В сущности, он не

сомневался, что Кано противоположного с ним мнения, в чем он убедился

благодаря нескольким частным беседам. Мельхиор применил богословскую отметку

к нескольким тезисам катехизиса и других неизданных произведений

архиепископа, попавших в руки инквизиторов по случаю процесса против

схваченных лютеран. По-видимому, Мельхиор не сохранил тайны, порученной ему

инквизиторами, поскольку Каррансе удалось узнать о том, что происходило во

время его пребывания во Фландрии. Он воспользовался этими сведениями и

написал Мельхиору; последний ответил ему из Вальядолида 28 января 1559 года.

К этому-то времени Доминик Рохас, доминиканский монах (содержавшийся тогда в

секретной тюрьме) и другие лютеране (о которых я говорил в этой Истории)

свидетельствовали о некоторых фактах, породивших подозрения относительно

Кано. Прокурор потребовал, чтобы Рохас подтвердил свои первые показания 3

октября 1559 года, потому что хотел его выставить в качестве свидетеля

против разных лиц, которых он назвал; в том числе был и епископ Мельхиор

Кано. Как улику включили в процесс его совет королю по поводу споров,

которые этот государь вел с папой Павлом IV в 1555 году, а также тезиЬы,

высказанные им в частных разговорах; некоторые из них имеются в его

сочинении о богословских трактатах ('De locis theologicis'). Тем не менее

процесс не имел никаких последствий, потому что в тот момент, когда Кано

должен был снова быть схвачен главным инквизитором,