тех, кто, не являясь священником, будет застигнут при исполнении
обязанностей этого служения, справляя обедню или отпуская грехи. Его
Святейшество не может верить, что люди, способные совершить такое
преступление, имеют правоверные взгляды на таинство священства. Испанские
инквизиторы не ждали буллы, чтобы наказывать тот род преступлений, на
который она указывает, так как мы видели, что они приговаривали к аутодафе
людей, виновных в этом; однако, чтобы не вызывать препятствий со стороны
епископов в преследовании этого проступка, они опубликовали буллу Григория
XIII и к указу о доносах прибавили следующую статью: 'Вы должны объявить,
если знаете, что кто-нибудь, не будучи произведен в звание священника,
служил обедню или преподавал таинства нашей матери святой Церкви'.
III. Из подобного же побуждения главная инквизиция прибавила к булле
статью о ереси иллюминатов или квиетистов, которую я поместил в другом
месте, потому что она не была еще известна трибуналам.
IV. Таким образом знаменитый указ о доносах увеличился за счет
множества новых пунктов; действительно, кроме статей относительно ересей
иудейской, магометанской, лютеранской и иллюминатов, а также присвоения
звания священника, склонения на дурной поступок во время исповеди и
переправы лошадей во Францию {См. гл. I, VIII, X и XX.}, указ содержал еще
много других распоряжений, например следующие:
V. 'Вы объявите, если услышите от кого-нибудь, что нет ни ада для злых,
ни рая для добрых, или если кто-нибудь произнес еретические богохульства,
как, например: 'Я не верую, я отрекаюсь, я отступаюсь от своей веры', или
сказал что-либо против Бога, против Пресвятой Девы или против святых мужей и
жен'.
VI. 'Если вы знаете или узнали, что известные лица имеют на службе
приближенных демонов; призывают демонов, чертя круги, чтобы задавать им
вопросы, и ждут затем их ответов; что они состояли или состоят в числе
колдунов или ведьм; что они заключили явный или тайный договор с дьяволом,
смешивая для этого священные вещи с мирскими и приписывая твари то, что
может принадлежать лишь Творцу'.
VII. 'Вы объявите, если знаете или если слышали, что какое-нибудь
посвященное духовное лицо или какой-нибудь постриженный монах женился; что
кто-нибудь при жизни своей первой жены заключил два или несколько браков, не
признавал обыкновенный блуд, клятвопреступление и ростовщическую ссуду
грехами, утверждал, что лучше жить с любовницей, чем быть женатым'.
VIII. 'Вы также обязаны сказать, если видели или узнали, что кто-нибудь
вел греховные разговоры о кресте, наносил какие-либо оскорбления этому
священному символу нашего искупления или образам святых; отвергал догматы
нашей веры или возбуждал сомнения на этот счет; пропускал год или больше
того без просьбы об отмене отлучения от Церкви, презирая церковные наказания
или действуя, как будто бы они не существовали'.
IX. 'Тот же долг вменяется вам, если вам известно, что кто-нибудь
предсказывает будущее или неожиданные события, ведает прошлое и скрытую
сторону настоящего, уверяя, что существуют наука и правила для достижения
этого посредством гадательной астрологии, наблюдения звезд и планет, линий
на руке или других подобных приемов; если вам известны лица, обращавшиеся к
тем, кто пользуется этими способами, чтобы раскрыть тайны настоящего или
будущего, - обо всем этом вы обязаны объявлять'.
X. 'Вы должны выдать также лиц, у которых, по вашим сведениям, были
книги Лютера или других еретиков, Магомета или его секты, Библии на
романском языке или какая-либо другая запрещенная книга; христиан, которые
не сообщили в святую инквизицию о том, что они видели или слышали нечто
противное католической вере; тех, которые способствовали тому, чтобы другие
не сообщали известных им фактов, подкупали свидетелей, чтобы они делали
ложные показания о мотивах отвода людей, свидетельствовавших в каком-нибудь
процессе инквизиции; или употребили клевету против ближнего, чтобы повредить
ему, скрывали или помогали еретикам избежать тюрьмы; мешали прямо или
косвенно действиям и работе трибунала святой инквизиции; похитили или
заставили похитить санбенито, выставленные в силу приказа инквизиции, или
вешали другие знаки этого рода без чьего-либо приказания'.
XI. 'Каждый христианин должен