на всех
аудиенциях, куда являлся всегда с видом провинциального прелата
апостолического миссионера, личности, уважаемой за доброе имя и хорошую
репутацию. Не будучи в состоянии дольше сопротивляться силе правды и
смущенный тем, что не мог убедить Севальоса, хотя старался это сделать,
несмотря на грозящую опасность, капуцин заявил: 'Благодарю вас, вы правы;
наступает минута торжества правды; я лгал и во всем клялся ложно. Прикажите
написать все, что вам будет угодно, я подпишу'. Инквизитор придал этой
аудиенции оборот, весьма благоприятный для обвиняемого; это обстоятельство
вырвало капуцина из когтей неизбежной опасности и положило конец крайне
мучительному беспокойству самого судьи. Вероятно, приговор релаксации вообще
не был бы приведен в исполнение, потому что старая система уже перестала
безраздельно господствовать, как я буду иметь возможность показать в другом
деле; но капуцин был бы неминуемо приговорен к этому и его помилование
явилось бы лишь чистейшей случайностью, противоположной закону, который не
был отменен.
X. Епархиальный благочинный был уведомлен о том, чтобы явиться на
следующий день в трибунал, где был объявлен приговор. Обвиняемый был
приговорен к легкому отречению от ереси, к заключению на пять лет в
монастырь своего ордена в королевстве Валенсия, где он родился, к лишению
навсегда полномочий духовника и проповедника, к отбыванию нескольких
епитимий со строгим воздержанием от пищи, к занятию последнего места в
братстве, где он не мог, подобно другим монахам, пользоваться правом
обсуждения и голосования по делам общины; кроме этого, он еще должен был
выдержать в мадридском капуцинском монастыре Терпения наказание кнутом от
руки всех монахов и бельцов вообще и каждого из них отдельно. Эта кара
называется монахами 'круговое наказание кнутом' (zurra de rueda) по своему
сходству с военным наказанием прогона сквозь строй. Наказание должно было
быть исполнено в присутствии секретаря инквизиции после того, как он прочтет
приговор, который уже слышали в малом аутодафе; оно должно быть повторено в
монастыре, куда его приведут, при тех же обстоятельствах; вследствие этого
приговор и был направлен инквизиторам Валенсии. Осужденный просил разрешения
провести пять лет своего заточения в тюрьмах святой инквизиции вместо
отправки его в монастырь. Эта просьба изумила судей, так как в случае ее
исполнения он считался бы гораздо более виновным. Постарались дать ему это
понять во время аудиенции и убедить его в том, что он ошибается, прося такой
перемены, и что он гораздо менее будет чувствовать потерю свободы, живя
среди своих братьев по вере, которые, вероятно, окажут ему то внимание,
какое внушают, к несчастью, состраданье и христианская любовь к ближнему. Он
ответил: 'Так как я был провинциалом и настоятелем, мне как никому другому
известно, какому обхождению среди монахов подвергаются совершившие подобное
преступление. Это будет стоить мне жизни'. Главный инквизитор Рубин де
Севальос счел неудобным разрешить монаху замену его наказания, и несчастный
капуцин не ошибся относительно ожидавшей его участи: он умер на третий год
своего заключения, вероятно потому, что не мог перенести милосердного
обращения своих собратьев. О смерти его было сообщено придворной инквизиции
валенсийским инквизиционным трибуналом.
Статья третья
УКАЗЫ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА
I. По-видимому, судьба богомолок - слепо доверять своим духовникам. Я
прочел один циркуляр верховного совета от 25 октября 1575 года, обращенный к
провинциальным трибуналам. В нем их просят предложить способы, которые могли
бы прекратить злоупотребления, происходящие от свободы ношения дома
монашеской одежды многими женщинами; не будучи подчиненными монастырскому
режиму, эти женщины дают обет повиновения священнику, избранному ими своим
духовным руководителем. Признаюсь, я не вижу необходимости инквизиции
вмешиваться в это дело, пока такой порядок вещей не противоречит вере и
долгу таинства покаяния.
II. Можно думать, согласно булле Григория XIII от 6 августа 1754 года,
что в то время, о котором я говорю, не редкостью были простые миряне,
выдававшие себя за священников и преподававших таинство исповеди. Папа
поручил главному инквизитору и его уполномоченным преследовать с величайшей
строгостью