Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том II (Часть 1)

предавалась

необузданным желаниям под личиной добродетели; она прибавила, что совесть не

позволяла ей дольше скрывать правду, когда она почувствовала себя больной и

ожидала смерти. Картахенская инквизиция проверила и установила, что

преступная связь имела место с тринадцатью богомолками; для этого она пошла

путем сбора сведений - способ, которым она всегда умела владеть более

искусно, чем кто-либо иной на свете. Двенадцать других женщин не обнаружили

столько искренности, как выздоравливающая; сначала они отрицали факт, затем

сознались, но пытались оправдаться, говоря, что поверили в откровение

священника. Их разослали в двенадцать разных женских монастырей королевства

Санта-Фе-де-Богота; [53] самая молодая получила разрешение вернуться, потому

что ей удалось отклонить обвинение в ереси, а это было главное для святой

инквизиции.

IV. Что касается духовника, инквизиция полагала, что могут возникнуть

серьезные политические осложнения, если арестовать его и препроводить в

секретную тюрьму, потому что публика будет считать, что его дело связано с

разлучением такого большого числа богомолок, принужденных стать помимо их

воли монахинями, без видимого вмешательства в это инквизиции. Инквизиторы

дали обо всем отчет верховному совету. Снесшись с главным инквизитором,

совет решил обратиться к министру, чтобы наместник Картахены отправил

виновного в Мадрид. Наместник должен был приказать капитану корабля,

назначенного для доставки священника в Европу, сторожить его самым

тщательным образом и тотчас по прибытии в какой-нибудь порт полуострова

взять его с собой и сдать в мадридский капуцинский монастырь Терпения.

Придворные инквизиторы, уведомленные обо всем, что должно было произойти,

предупредили настоятеля, чтобы он проводил гостя в зал судебных заседаний;

придя туда, настоятель покинул монаха в трибунале, где тот оставался никем

не задержанный. Ему дали три обычных аудиенции увещания; он ответил, что

совесть не упрекает его ни в каком преступлении касательно инквизиции и что

он с изумлением видит себя арестованным. Прокурор обвинил его по уликам

процесса.

V. Если бы обвиняемый ответил, что факты были действительны, а

откровение ложно и выдумано для достижения цели, дело его было бы очень

просто и не вышло бы за пределы этого рода поступков. Но монах предпочел

другую систему оправдания; он признал несколько улик и, когда ему сообщили

показания, сознался во всем, признавая и безошибочно указывая всех

свидетелей; но он прибавил: если богомолки говорили правду, то и он тоже

говорит правду, потому что откровение было достоверно. Ему дали

почувствовать, что невероятно, чтобы Иисус Христос явился ему в освященной

гостии для того, чтобы освободить его от одной из главных отрицательных

заповедей Десятословия, которое обязывает всегда и навсегда. Он ответил, что

такова также пятая заповедь [54], а Бог между тем освободил от нее патриарха

Авраама [55], когда ангел повелел ему лишить жизни своего сына; то же нужно

сказать о седьмой заповеди [56], между тем как было разрешено евреям

присвоить вещи египтян. Его внимание обратили на то, что в обоих этих

случаях дело шло о тайнах, благоприятных для религии; он возразил, что в

произошедшем между ним и его исповедницами Бог имел то же намерение, то есть

хотел успокоить совесть тринадцати добродетельных душ и повести их к полному

единению с своей божественной сущностью. Помню, что я сказал монаху: 'Но,

отец, весьма странно, что столь большая добродетель оказалась в тринадцати

женщинах, молодых и красивых, но отнюдь не в трех старых и в одной, которая

была дурна собой'. Он ответил мне, не смущаясь, следующим местом из

Священного Писания: 'Святой Дух дышит, где хочет'. 'Да, - сказал я ему, - но

тем не менее очень странно, что Святой Дух дарует эти разрешения женщинам

молодым и красивым, а старым и некрасивым ничего'. Несчастный монах,

озабоченный своими софистическими рассуждениями и злоупотребляя всегда

Священным Писанием (смысл которого он криво толковал, чтобы сделать места из

него благоприятными для своего дела), не предвидел следующего. Когда

настанет время произнесения приговора (и если несчастный будет с упорством

поддерживать и основывать свою невиновность на мнимом разрешении во время

откровения), не найдется ни одного судьи,