предавалась
необузданным желаниям под личиной добродетели; она прибавила, что совесть не
позволяла ей дольше скрывать правду, когда она почувствовала себя больной и
ожидала смерти. Картахенская инквизиция проверила и установила, что
преступная связь имела место с тринадцатью богомолками; для этого она пошла
путем сбора сведений - способ, которым она всегда умела владеть более
искусно, чем кто-либо иной на свете. Двенадцать других женщин не обнаружили
столько искренности, как выздоравливающая; сначала они отрицали факт, затем
сознались, но пытались оправдаться, говоря, что поверили в откровение
священника. Их разослали в двенадцать разных женских монастырей королевства
Санта-Фе-де-Богота; [53] самая молодая получила разрешение вернуться, потому
что ей удалось отклонить обвинение в ереси, а это было главное для святой
инквизиции.
IV. Что касается духовника, инквизиция полагала, что могут возникнуть
серьезные политические осложнения, если арестовать его и препроводить в
секретную тюрьму, потому что публика будет считать, что его дело связано с
разлучением такого большого числа богомолок, принужденных стать помимо их
воли монахинями, без видимого вмешательства в это инквизиции. Инквизиторы
дали обо всем отчет верховному совету. Снесшись с главным инквизитором,
совет решил обратиться к министру, чтобы наместник Картахены отправил
виновного в Мадрид. Наместник должен был приказать капитану корабля,
назначенного для доставки священника в Европу, сторожить его самым
тщательным образом и тотчас по прибытии в какой-нибудь порт полуострова
взять его с собой и сдать в мадридский капуцинский монастырь Терпения.
Придворные инквизиторы, уведомленные обо всем, что должно было произойти,
предупредили настоятеля, чтобы он проводил гостя в зал судебных заседаний;
придя туда, настоятель покинул монаха в трибунале, где тот оставался никем
не задержанный. Ему дали три обычных аудиенции увещания; он ответил, что
совесть не упрекает его ни в каком преступлении касательно инквизиции и что
он с изумлением видит себя арестованным. Прокурор обвинил его по уликам
процесса.
V. Если бы обвиняемый ответил, что факты были действительны, а
откровение ложно и выдумано для достижения цели, дело его было бы очень
просто и не вышло бы за пределы этого рода поступков. Но монах предпочел
другую систему оправдания; он признал несколько улик и, когда ему сообщили
показания, сознался во всем, признавая и безошибочно указывая всех
свидетелей; но он прибавил: если богомолки говорили правду, то и он тоже
говорит правду, потому что откровение было достоверно. Ему дали
почувствовать, что невероятно, чтобы Иисус Христос явился ему в освященной
гостии для того, чтобы освободить его от одной из главных отрицательных
заповедей Десятословия, которое обязывает всегда и навсегда. Он ответил, что
такова также пятая заповедь [54], а Бог между тем освободил от нее патриарха
Авраама [55], когда ангел повелел ему лишить жизни своего сына; то же нужно
сказать о седьмой заповеди [56], между тем как было разрешено евреям
присвоить вещи египтян. Его внимание обратили на то, что в обоих этих
случаях дело шло о тайнах, благоприятных для религии; он возразил, что в
произошедшем между ним и его исповедницами Бог имел то же намерение, то есть
хотел успокоить совесть тринадцати добродетельных душ и повести их к полному
единению с своей божественной сущностью. Помню, что я сказал монаху: 'Но,
отец, весьма странно, что столь большая добродетель оказалась в тринадцати
женщинах, молодых и красивых, но отнюдь не в трех старых и в одной, которая
была дурна собой'. Он ответил мне, не смущаясь, следующим местом из
Священного Писания: 'Святой Дух дышит, где хочет'. 'Да, - сказал я ему, - но
тем не менее очень странно, что Святой Дух дарует эти разрешения женщинам
молодым и красивым, а старым и некрасивым ничего'. Несчастный монах,
озабоченный своими софистическими рассуждениями и злоупотребляя всегда
Священным Писанием (смысл которого он криво толковал, чтобы сделать места из
него благоприятными для своего дела), не предвидел следующего. Когда
настанет время произнесения приговора (и если несчастный будет с упорством
поддерживать и основывать свою невиновность на мнимом разрешении во время
откровения), не найдется ни одного судьи,