после того, как
они донесли на своего духовника, хотя бы по подозрению; при этом они не
боялись скомпрометировать честь, свободу и благосостояние своего ближнего.
Почти всегда эти показания не имеют никакого твердого основания и
заслуживают только подозрения; поводом к ним служит дурной смысл, который
эти кающиеся придали словам своих духовников. Если бы священники,
исповедующие монахинь, видели бумаги святой инквизиции, они бы очень скоро
приобрели отвращение к служению, которое иногда исполняют с таким
удовольствием, не ведая угрожающей им опасности. К счастью, инквизиторы
ближайшего к нам времени были уверены, что не следует придавать никакого
значения показанию монахини, если оно не представляет собой определенно
непристойного предложения или достоверных и неопровержимых фактов. В Испании
эти попытки затруднительны из-за формы и расположения исповедален в женских
монастырях; их помещают на виду у людей, посещающих церкви; духовник и
кающаяся отделены стеной, открытой на уровне головы сидящего или стоящего на
коленях, и это отверстие закрыто металлическим листом со щелями шириною в
большой палец. Что касается плана какого-либо преступного предприятия,
который кающаяся и священник могли бы составить в монастыре, то все знают,
насколько трудно было бы его осуществление вследствие той особой
тщательности, с которою следят за входом в монастырь несколько пожилых
привратниц, строгих и почтенных, против которых невозможно было бы иметь
хотя бы малейшее подозрение; точно так же мешают участникам подобных затей
высота стен, окружающих монастырь, сад и внутренний двор, огромные железные
перекладины на окнах келий и большое число других мер предосторожности,
принятых настоятельницами монастырей, которым нельзя отказать в том, что они
с огромным усердием поддерживают честь религии и монастырской жизни.
Любители скандальных анекдотов не пропускают случая рассказывать истории про
монахов и монахинь и воображают, что очень занимают своих слушателей.
Разумеется, есть несколько пикантных и подлинных случаев; тем не менее я не
боюсь смело утверждать, что подобные факты были чрезвычайно редки и что
можно привести лишь два или три случая в течение столетия. Когда речь идет о
деле, имеющем довольно серьезные последствия, недостойно справедливости
беспристрастного читателя смешивать историческую правду с эпизодом романа
или новеллы.
XVIII. Священники, сознающиеся в факте развращения, обыкновенно
прибавляют, что никакое ложное верование не примешивалось к их покушению;
что они были увлечены чрезвычайной склонностью к данной особе, силою
страсти, которой слабость и немощь человеческой природы не могли
сопротивляться, но что они никогда не сомневались, что их грех очень велик.
Эта исповедь обыкновенно правдива; однако, если доносчицы передают
какое-нибудь выражение, свидетельствующее о том, как священник пробовал
убедить их, что поступок, который он хотел совершить, вовсе не грех или
только легкий грех, тогда можно, по учению глав инквизиции, его подвергнуть
пытке по вопросу о намерении и веровании. Между тем я не видел и не читал
ничего доказывающего, что придворная инквизиция применила пытку к
какому-либо духовнику или чтобы эта мера была употреблена в каком-либо
другом трибунале в течение второй половины восемнадцатого столетия, ибо
просвещение, несомненно, начало проникать в самую глубь святой инквизиции,
несмотря на ее суровую систему.
XIX. Когда дело готово к рассмотрению, испанские инквизиторы между
прочим приказывают, чтобы духовник произнес отречение в легкой степени от
ереси, состоящей в том, что будто не следует смотреть как на смертный грех
на всякую попытку склонения к бесчестным поступкам во время исповеди или при
других обстоятельствах, изложенных в указе. Римская главная инквизиция
заставляет делать отречение в сильной степени. Здесь впервые мы находим
испанскую инквизицию более умеренной, чем какая-либо другая. Правда, следует
сознаться, что справедливость на ее стороне, потому что нет, быть может,
почти ни одного священника-совратителя, который бы не следовал в этом случае
побуждению своей страсти, не имея возможности удовлетворить ее иначе из-за
недостатка денег и отсутствия подходящего случая, так как очень редко
встречаются