смерти и потери
имущества. Декрет запрещал христианам укрывать кого-либо в своих домах после
этого срока под угрозой тех же наказаний. Евреям было разрешено продавать
свои земельные угодья, брать с собой движимое имущество и другие вещи, кроме
золота и серебра, вместо которых они должны были получать векселя или
незапрещенные товары {Сборник булл и законов, напечатанный в Толедо в 1550
году. Закон 3-й.}.
VI. Торквемада поручил проповедникам увещевать евреев принимать
крещение и не покидать королевства; он опубликовал даже эдикт для побуждения
их к этому. Меньшинство дало себя убедить и приняло христианство. Другие
продавали свое имущество и отдавали его по такой низкой цене, что Андрее
Бернальдес, священник из Лос-Паласиоса, деревни, соседней с Севильей,
передает в своей Истории католических королей, что евреи отдавали дом за
осла и виноградник за малое количество сукна и полотна. Этому нечего
удивляться, если принять в соображение данный им короткий срок для
оставления королевства.
VII. Эта мера, внушенная жестокостью, а не усердием к религии,
заставила покинуть Испанию до восьмисот тысяч, евреев, по подсчету Марианы
{Мариона. История Испании. Кн. 26. Гл. I.}. Если сюда присоединить выселение
мавров из Гранады в Африку и эмиграцию множества христиан Испании в Новый
Свет, мы найдем, что Фердинанд и Изабелла потеряли два миллиона подданных и
что для теперешнего народонаселения Испании это равняется потере по крайней
мере шести миллионов людей.
VIII. Бернальдес уверяет, что, несмотря на запрещение, евреи унесли с
собой большое количество золота, запрятанного во вьюках, седлах и других
потайных местах, даже в собственных кишках. Это было засвидетельствовано при
вскрытии трупов некоторых евреев, которые, превратив в порошок золотые
монеты, известные под именем дукатов и крестовиков (cruzados), проглотили
их, чтобы получить их обратно по ту сторону границы.
IX. Несколько судов, перевозивших евреев в Африку, были захвачены бурей
и принуждены были причалить у Картахены. Полтораста изгнанников высадились
здесь и решили принять крещение. Когда же эти корабли пришли в Малагу [380],
четыреста евреев там приняли христианство. Прибыв в порт Арсилья в Африке,
подвластный Португалии, многие из изгнанных евреев просили и получили
крещение. Некоторые вернулись в Андалусию и здесь проявили тоже желание
стать христианами. Историк Бернальдес крестил сотню их. Они вернулись из
королевства Фец [381], где мавры отняли у них вещи и деньги, даже убивали
женщин, так как думали найти в их внутренностях золото.
X. Эти ужасные покушения на божественный закон и последовавшие
несчастья могут быть приписаны только фанатизму Торквемады, жадности и
суеверию Фердинанда, ложным идеям и неразумному усердию, внушенным Изабелле,
которой история не может отказать в душевной мягкости и просвещенном уме.
XI. Другие европейские дворы сумели воспротивиться фанатизму и не
придали никакого значения булле от 3 апреля 1487 года, испрошенной у
Иннокентия VIII Фердинандом и Изабеллой. Этой буллой приказывалось
правительствам арестовать, по простому указанию Торквемады, всех беглецов,
обозначенных им, и отослать их к инквизиторам, под угрозой верховного
отлучения ослушников; только государь не подвергался анафеме. Кто дерзнет
дать имя ревности по вере преследованию, отыскивающему свои жертвы на
далеком расстоянии среди людей, подвергшихся путем изгнания столь жестокой
каре, какой является отказ от надежды когда-либо вернуться на родину?
Подобные меры могла диктовать только жестокость.
XII. Это видно из обхождения Фердинанда с двенадцатью евреями,
найденными в Малаге, когда этот город был отнят у мавров 18 августа 1487
года. Государь приказал их забить до смерти заостренными палками. Мавры
подвергали этому наказанию виновных в оскорблении величества, как самому
ужасному по медленности, с которой умирали обреченные. Некоторые из этих
несчастных были сожжены {Лаленья. История Малаги. Т. III, беседа 26; Сурита.
Летопись Арагона. Кн. 20. Гл. 71.}.
Статья вторая
ПРОЦЕССЫ, ВОЗБУЖДЕННЫЕ ПРОТИВ ЕПИСКОПОВ
I. Булла от 25 сентября 1487 года лишила митрополитов права принимать
апелляции на приговоры епархиальных епископов, их викариев и апостолических
инквизиторов и облекла этим