Картахены, Сеговии и посла в Риме. В качестве
прокурора двум инквизиторам дали Хуана Лопеса дель Барко, капеллана
Изабеллы.
XIX. 9 октября от имени короля и королевы был послан всем губернаторам
провинций приказ снабдить инквизиторов и их свиту дорожными вещами и
провизией, в которых они будут нуждаться при своем проезде в Севилью, -
странное для того времени распоряжение, доказывающее степень влияния,
которое доминиканцы уже приобрели в инквизиции! Их привилегии были одинаковы
с теми, которые даровал в 1223 году император Фридрих II в качестве короля
Сицилии.
XX. Население королевства Кастилия с таким недовольством встретило
учреждение у них инквизиции, что, когда, инквизиторы прибыли в Севилью и
показали свои мандаты и королевский приказ, им оказалось невозможно собрать
небольшое число людей и получить другие средства, в которых они нуждались
для того, чтобы приступить к исполнению своих обязанностей.
XXI. Совету Фердинанда и Изабеллы, которые находились еще в
Медина-дель-Кампо, понадобилось послать 27 декабря новый приказ, чтобы
префект и другие власти Севильи и епархии Кадиса помогли инквизиторам
водвориться и вступить в должность; при этом королевский приказ был
истолкован в том смысле, что он относится только к жителям городов и
местечек, которые непосредственно принадлежали владениям королевы. Тогда
почти все новохристиане переселились на земли герцога Медина-Сидонии,
маркиза Кадиса, графа д'Аркосы и некоторых других частных владельцев.
XXII. Это добровольное выселение было причиной того, что инквизиторы
получили королевский указ против переселенцев. Новый трибунал объявил их
почти уличенными в ереси в силу факта их переселения и желания бегством
избавиться от наблюдения и власти инквизиции.
Статья третья
УЧРЕЖДЕНИЕ ИНКВИЗИЦИИ
I. Инквизиторы учредили свой трибунал в доминиканском монастыре Св.
Павла в Севилье, и 2 января 1481 года был обнародован первый акт их
юрисдикции в виде эдикта, объявлявшего, что на основании дошедшего до них
сведения об эмиграции новохристиан они повелевают маркизу Кадиса, графу
Аркосе и герцогам, маркизам, графам, рыцарям, грандам Испании и другим
дворянам Кастильского королевства схватить их в двухнедельный срок, выслать
беглецов под конвоем в Севилью и наложить секвестр на их имущество, под
страхом отлучения от Церкви тех, кто не выполнит этого приказания, сверх тех
наказаний, которые они навлекут на себя по справедливости как пособники
еретиков, а именно: конфискацию их собственного имущества, потерю званий и
должностей и владетельных прав. Инквизиторы оставляли за собою или
предоставляли папе право освобождать виновных от церковных наказаний. Здесь
ясно видно начало первых поползновений нового трибунала против светской
власти под влиянием ультрамонтанских принципов.
II. Число пленников вскоре сделалось столь значительным, что монастырь,
назначенный инквизиторам, не мог более их вместить, и трибунал устроился в
замке Триана, расположенном в предместье Севильи. О плохом вкусе, царившем
тогда в литературе, можно судить на основании варварской надписи, которую
инквизиторы выгравировали там спустя некоторое время. Вот она:
III. 'Sanctum Inquisitionis officium contra hereticorum pravitatem in
Hispaniae regnis initiatum est Hispali anno MCCCCLXXXI, sedente in trono
apostolico Sixto IV, a quo fuit concessum, et regnantibus in Hispania
Ferdinando V et Isabellae, a quibus fuit imprecatum. Generalis inquisitor
primus fuit Fr. Thomas de Torquemada, prior conventus Sanctae-Crucis
Segoveensis, Ordinis praedicatorum. Facit Deus ut in fidei tutelam et
augementum in fmem usque saeculi permancat, etc... Exurge, Domine; judica
causam tuam. Capite nobis vulpes' {См.: Ортис де Суньига. Летопись Севильи.
Кн. 12.}.
IV. Перевод ее: 'Святой трибунал инквизиции, учрежденный против
нечестия еретиков в королевствах Испании, начался в Севилье в 1481 году, в
бытность папою Сикста IV, которым он разрешен, и в царствование Фердинанда V
и Изабеллы, которыми он испрошен. Первым главным инквизитором был брат Томас
Торквемада, приор монастыря Святого Креста в Сеговии, ордена братьев
проповедников. Бог да устроит, ради распространения и поддержания веры,
чтобы он продолжался до скончания века