Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

дней, но и обязали соблюдать три раза в год посты, не позволяя питаться

рыбой, но только травами и овощами, помимо тех трех дней в неделю, в которые

он должен был в течение всей жизни обходиться без рыбы, мяса и вина. Таким

образом питание его было сведено почти на хлеб, воду и фрукты, потому что

без масла не легко было питаться растениями и овощами. Все эти правила

показывают, что новая инквизиция на этот счет была гораздо умереннее, чем

прежняя.

XII. Четвертая особенность, замечательная в этой епитимье, это

возложенная на Роже обязанность повторять столь часто Отче наш в ночные и

дневные часы, а особенно делать это двадцать раз в полночь, потому что это

равносильно обязанности читать утреннюю службу, как будто он был каноником

XIII века или членом какого-нибудь монашеского ордена. Это обстоятельство и

обязательство присутствовать все праздники на вечерне и находиться под

наблюдением своего приходского священника делало положение кающегося очень

неудобным, потому что если бы он этого не исполнил, то был бы рассматриваем

и наказан как еретик, клятвопреступник и отлученный от Церкви, согласно акту

его отречения от ереси, и это наказание было бы тем более страшно, что оно

делало его рецидивистом и приводило к смертной казни.

XIII. Пятое важное обстоятельство, которое следует заметить в этой

епитимье, относится к одежде кающегося; вид одежды уже описан. Я считаю

полезным прибавить лишь некоторые подробности, чтобы лучше дать понять тот

обычай, который был впоследствии принят теперешней инквизицией.

XIV. Мы видим, что в первые годы инквизиции не назначали ни цвета, ни

формы этой одежды, потому что св. Доминик удовольствовался приказанием,

чтобы она была и в том и в другом отношении монашеской. Сначала думали, что

форма одежды должна быть формой застегнутого кафтана, как мешок (или

вретище) кающихся первых веков церкви. Позднее было установлено, чтобы на

обыкновенной одежде носили монашеский нарамник и чтобы в нем было сделано

посредине отверстие для просовывания головы, но не было капюшона. Во времена

св. Доминика было безразлично, какого цвета эта одежда: достаточно было

цвета монашеских одежд, то есть темного и скромного; но потом не замедлили

предписать, чтобы она была синеватого или фиолетового цветов {Эймерик.

Руководство для инквизиторов. Ч. III, рубрика о шестом способе вершить

процесс веры.}.

XV. Что касается двух крестов, которые должны были нашиваться на одежду

кающегося, то в этом отношении произошли разные перемены. Ввиду того, что

инквизиция началась во времена альбигойцев и эти еретики были очень

многочисленны в Нарбоннской Галлии, не было почти ни одного католика, не

взявшего креста, чтоб идти с ними сражаться или, по крайней мере, быть

полезным религии в братстве, принявшем название милиции Христа или семьи

инквизиции. Среди католиков были такие жестокие люди, что убивали всех, кто

был известен как еретик, даже когда встречали их безоружными. Этого было

достаточно, чтобы заставить большинство сектантов взять крест, который они

прикрепляли к груди для обозначения, что они католики, надеясь этим способом

избежать смерти, которая постоянно им угрожала. Вот причина, почему св.

Доминик и другие инквизиторы приказывали примиренным еретикам носить крест

для безопасности их личности. Чтобы, однако, не смешать их с настоящими

католиками (к этому мера эта могла бы привести), их обязали носить два

креста. Но для того, чтобы два креста были заметны и выполняли свое

назначение, то есть унижали примиренного еретика, который был подвергнут

епитимье, Тулузский собор приказал в 1229 году, чтобы эти два креста

отличались по цвету от одежды; собор в Безье, бывший в 1233 году, повелел,

чтобы эти кресты были желтого цвета. Что касается места, где эти кресты

должны были пришиваться, то св. Доминик хотел, чтобы это были две стороны

груди. Это правило было одобрено Тулузским собором. Вскоре собор в Безье,

быть может, по особым, непредвиденным соображениям, захотел еще полнее

определить употребление и заметность этого отличительного знака и вынес

декрет, изложенный в таких выражениях:

XVI. 'Обращенные еретики будут носить на своей верхней одежде, в знак

отвращения к их прежним заблуждениям, два креста желтого цвета длиною в две

с половиной ладони, шириной в две ладони, сделанные