сопровождались церемониями,
которые видоизменялись согласно с обстоятельствами. В воскресенье,
предшествующее этому своего рода торжеству, во всех церквах города объявляли
день, когда оно должно было состояться, и предлагали жителям присутствовать
на проповеди, которую инквизитор должен был произнести о католическом
учении. В назначенный день духовенство и народ собирались вокруг эстрады,
где обвиняемый в легком подозрении помещался стоя, с обнаженной головой,
чтобы быть у всех на виду. Служили мессу, и инквизитор, прервав божественную
службу после чтения апостола, произносил проповедь против ересей, которые
были причиной церемонии этого дня. После сильного их порицания он заявлял,
что тот, кого видят на эшафоте, находится в легком подозрении во впадении в
эту ересь; чтобы доказать это всем, инквизитор сообщал о действиях, словах и
писаниях, составлявших содержание процесса, и кончал свое сообщение словами,
что виновный готов сделать отречение и что для этого отданы все нужные
распоряжения. После этого обвиняемому подносили крест и Евангелие и
заставляли его читать свое отречение, которое он должен был подписать, если
был грамотен; затем инквизитор давал ему отпущение, примирял его с Церковью,
прочитывал принесенный приговор (а в приговоре изложена была кратко ересь,
подозрение в которой навлек на себя осужденный) и накладывал на обвиняемого
наказания и епитимьи, которые считал полезными.
XVIII. Когда подозрение в ереси было очень сильное, в воскресенье или в
праздничный день устраивалось аутодафе. В этот день не позволялось
произносить проповеди ни в одной церкви, чтобы стечение народа было
наибольшим в той церкви, где происходила церемония. Виновного предупреждали,
что в будущем он должен вести себя не только как хороший католик, но и с
осторожностью, необходимой, чтобы не быть обвиненным вторично, имея в виду,
что в случае нового впадения в ту же ересь он потерпит кару релаксации и
может подвергнуться смерти, хотя он и отречется от ереси и получит
примирение с Церковью. Отчет о вменяемых ему действиях и словах читался
секретарем, а инквизитор возвещал, что осужденный расположен просить
примирения с Церковью.
XIX. Если виновный был заподозрен в крайней степени, с ним обращались
как с еретиком; его заставляли носить в церкви одежду кающегося, сделанную
из обыкновенной материи темного цвета, с нарамником без капюшона и двумя
нашитыми крестами из желтого сукна; каждый крест имел три ладони в длину и
две в поперечнике; сукно, из которого они были сделаны, имело пол-ладони
ширины во всех своих частях. При этом соблюдались те же церемонии, какие
совершались при допущении к примирению формального еретика.
XX. Когда подсудимый должен был пройти через каноническое оправдание,
то о дне этой церемонии также оповещалось заранее. Она происходила в соборе
или в другой главной церкви в воскресенье или в один из больших праздников.
Секретарь читал изложение удостоверенных фактов, которые подтверждали
подозрение в ереси, и отзывов о репутации, которую составил себе обвиняемый.
Затем подымался на кафедру инквизитор для произнесения проповеди и для
извещения, что подозреваемому приказано опровергнуть дурную славу, которая
над ним тяготеет, посредством собственной присяги и присяги двенадцати
достойных доверия свидетелей, которые его знали и посещали в течение
последних десяти лет. После его присяги в том, что он не был еретиком,
свидетели под присягой объявляли, что они верят правдивости его заявления.
После того как эта двойная формальность была исполнена, обвиняемый делал
отречение от всех ересей вообще и в частности от той, в которой стал
заподозренным и подвергся диффамации.
XXI. Если обвиняемый раскаивался и просил о примирении с Церковью, но
находился в разряде рецидивистов, его следовало передавать в распоряжение
светской власти, и было известно, что он предназначен для смертной казни.
Вследствие этого инквизитор, постановив приговор обвиняемого, поручал
доверенным священникам осведомить обвиняемого о положении, в котором он
находится, и о том, чего он может ожидать от папских булл и гражданских
законов, и побудить его ходатайствовать пред инквизитором о милости быть
допущенным к таинствам исповеди и причастия. После того как эти
священнослужители проводили