Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

католическую Церковь и

разжигающих ереси; это делало их подозрительными в смысле исповедания

осужденных и противных догмату мнений, если только они не выставят мотивов,

оправдывающих их поведение, и таким образом не уничтожат тяготеющее над ними

подозрение {Там же. Вопр. 50 - 53.}. Седьмой разряд подозреваемых состоял из

противодействовавших инквизиции или мешавших инквизиторам исполнять их

обязанности. Расследование этого проступка было предоставлено папами

трибуналу инквизиции, потому что они предполагали, что нельзя быть хорошим

католиком и в то же время ставить препятствия распознанию истины касательно

религиозных верований подданных государя, который не позволял ни одному

еретику оставаться в пределах своих владений {Там же. Ч. III. Вопр. 33 и

35.}.

VIII. К восьмому разряду относились сеньоры, которые, по требованию

должностных лиц инквизиции клятвенно обещавшись изгнать еретиков из своих

владений, потом отказывались это исполнить: такое сопротивление делало этих

сеньоров подозреваемыми в ереси и до некоторой степени пособниками ее.

Читатель видел уже несколько соборных и папских постановлений, которые

давали повеление об этой мере. Девятый разряд состоял из правителей

королевств, провинций и городов, которые не защищали церкви от еретиков,

когда этого требовали инквизиторы. Такое поведение было достаточной причиной

для подозрения в ереси {Там же. Вопр. 32.}.

IX. Десятый разряд подозрительных жителей состоял из тех, кто не

соглашался отменять действовавшие в городах статуты и узаконения, когда они

были противны мерам, применяемым инквизиторами; такие люди должны были

рассматриваться как препятствующие действиям святой инквизиции и,

следовательно, подозреваемые в ереси {Там же. Вопр. 34 и 36.}.

X. Одиннадцатый случай для подобного подозрения являлся, когда

адвокаты, нотариусы и другие представители закона покровительствовали делу

еретиков, помогая им своими советами и другими способами ускользнуть из рук

инквизиторов; когда они скрывали бумаги, документы процесса или деловые

акты, из которых можно узнать заблуждения еретиков, место их жительства и их

положение или которые могли каким-либо другим способом послужить к

обнаружению ересей. Такое поведение ставило их в разряд пособников и

защитников еретиков {Там же. Ч. III. Вопр. 33.}.

XI. В двенадцатом разряде подозреваемых находились лица, дававшие

церковное погребение еретикам, публично признанным за таковых, по их

собственному признанию или в силу окончательного приговора; если

каноническое запрещение было известно, оно являлось причиной подозрения

нарушителей его в ереси {Там же. Вопр. 40.}.

XII. Тот, кто во время судебного разбирательства по делу вероучения

отказывался давать присягу относительно какого-либо пункта, когда этого у

него требовали, тоже становился подозреваемым в заблуждениях в вере. Такое

упорство заставляло смотреть на него как на виновного в сопротивлении режиму

святой инквизиции {Там же. Вопр. 41 и 118.}.

XIII. В четырнадцатый разряд подозреваемых надо поставить умерших, на

которых поступил донос как на еретиков. Такое распоряжение могло быть

основано на многих папских декреталиях, которые с целью сделать ересь еще

ненавистнее приказали, чтобы производилось расследование об ославленных

умерших, их трупы вырывались из земли и сжигались рукой палача. Их имущество

также конфисковалось, а память их предавалась бесчестью {Там же. Вопр. 63, с

комментарием Пеньи.}.

XIV. То же подозрение падало на сочинения, содержащие еретическое

учение или могущие к нему привести, и на их авторов. Эймерик приводит

различные судебные приговоры с осуждением книг, постановленные им самим или

иногда епископом той епархии, в которой он выполнял свои обязанности. Между

прочим он приводит сочинения: Раймонда Лудлия [278], знаменитого

францисканского монаха Майорки; Раймонда Тарраги, доминиканского монаха,

недавно обращенного из иудаизма, в которых говорилось о некромантии и

вызывании демонов; Арно де Вильнева, каталонского медика; Гонсало из Куэнсы

и Николая из Калабрии [279]; еретиков-виргилиан [280], эти сочинения

содержали учение, которое, по уверению Гонсало, он узнал от самого демона,

являвшегося ему несколько раз лично, как об этом передается в его процессе;

наконец,