короля, каким был Альфонс, то что думать о происшедшей в умах
революции? Мартин V, в удовлетворение желания этого государя, 27 марта 1420
года отправил буллу, которою предписывалось провинциалу Арагона учредить, в
силу данных ему полномочий, провинциальную инквизицию в городе Валенсии, а
не довольствоваться посылкой туда комиссаров, как это делали его
предшественники и он сам.
VIII. Провинциал исполнил папское приказание и назначил первым
инквизитором брата Андрея Роса, который начал свою деятельность
преследованием нескольких мавров и евреев, пытавшихся совратить христиан.
Преемником его был брат Доминго Корте в 1425 году, а после него брат Антонио
из Кремоны, духовник королевы. В то время как эти три инквизитора стояли во
главе инквизиции, они покарали множество жителей, принявших учение
вальденсов. То же, по-видимому, произошло на острове Майорка во время
управления брата Педро Мурта, который заступил место брата Бернара Паже
{Монтэйро, История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 30.}.
IX. В 1434 году в Мадриде умер знаменитый дон Энрико Арагонский, граф
де Тинео, маркиз де Вильена. Так как его образованность ставила его выше
современников, то он приобрел репутацию некроманта [253]. Король Кастилии
Хуан II [254] (который не менее своих подданных был предубежден против
маркиза де Вильены) приказал брату Лопе де Барриентосу, доминиканскому
монаху, преподавателю его сына, принца Астурийского [255], разыскать книги
маркиза и сжечь их, что в действительности и произошло, но не в такой
полноте, чтобы некоторые из них, по признанию самого монаха комиссара, не
ускользнули от проскрипции {См. заметки дона Висенте Ногары, сделанные на
полях Истории Испании, соч. Марианы, изд. в Валенсии. Т. VII. Кн. 20. Гл.
6.}.
X. Писатели приводили этот факт, чтобы установить, что тогда не было
еще в Кастилии инквизиции, и они полагали, что это дело было проведено
епископом Куэнсы {Парома. О происхождении святой инквизиции. Кн. 2. Отд. II.
Гл. 1.}. Это обстоятельство, вместо доказательства их мнения, совершенно ему
противоречит: брат Лопе не был тогда еще епископом Куэнсы и стал им лишь
гораздо позже. В 1438 году он был назначен на епископскую кафедру Сеговии; в
1442 году он перешел в Авилу [256], обменявшись местом с кардиналом домом
Педро Сервантесом, и только в 1444 году по смерти дома Альваро д'Исориа'
{Кольменарес. История Сеювии. Гл. 30; Хуан Мартир Риссо. История Куэнсы. Гл.
9.} он занял епархию Куэнсы. Итак, брат Лопе был лишь доминиканским монахом,
когда король поручил ему разыскать книги Энрико Арагонского, и можно думать,
что он был послан в качестве инквизитора провинциалом Кастилии или Испании.
Может быть, в одном месте толкования на Паралипоменоны, составленного
Альфонсом Тостадо, епископом Авилы, идет речь именно о брате Лопе и других
доминиканцах, когда он говорит: 'В настоящее время между нами находятся
инквизиторы, посланные для преследования ереси и старающиеся обнаружить
виновных' {Л'Абуленсе. Т. VIII его сочинений. - Книги Паралипоменон. Гл. 17.
Вопр. 14.}. Во всяком случае, это положение означает, что при жизни этого
автора в Кастилии были инквизиторы.
XI. Инквизитором Арагона в 1441 году был брат Мигуэль Феррис, а
инквизитором Валенсии брат Мартин Трильес. Мы знаем, что они, каждый в своей
провинции, примирили с церковью некоторых сторонников заблуждения Виклефа
[257] и передали огромное количество их в руки светской власти, приказавшей
сжечь их {Диего. История ордена проповедников или доминиканцев в провинции
Арагон. Кн. 1; Фернандес. Проповеднические состязания. 1440.}.
XII. В 1442 году секта бегардов сделала некоторые успехи в Дуранго, в
Бискайе, в епархии Калаоры. Обвиняли брата Альфонсо Мелью в том, что он
перешел в эту секту и защищал ее; это был монах-францисканец, брат епископа
Саморы [258], дом Хуана де Мелья, который был впоследствии кардиналом. Узнав
об успехах, которыми пользовались еретики, король Кастилии Хуан II послал из
Вальядолида в Бискайю Франсиско де Сориа и своего советника дома Хуана
Альфонса Черино, аббата монастыря Королевская Алькала, чтобы удостовериться
в положении вещей. Мелья, бывший главным вождем еретиков, бежал с
несколькими женщинами в королевство Гранаду [259] и окончил свои дни в
нищете среди мавров. Из еретиков очень