отправил доминиканским монахам,
инквизиторам Ломбардии и Генуи [209], новое бреве, распоряжения которого
относились также и к инквизиторам Испании. Он им давал власть истолковывать
регламенты и права городов таким способом, чтобы считать их
недействительными во всех тех случаях, когда они могли бы повредить
интересам инквизиции; лишать должностей, почестей и звания тех, кого сочтут
достойными этого наказания, и вести судебные дела, не сообщая обвиняемым
имен свидетелей. Даруя эти новые привилегии и преимущества, папа повелевал
инквизиторам распорядиться, чтобы показания подтверждались свидетелями в
присутствии уважаемых особ, дабы не возникало никакого сомнения в их
подлинности {Книга бреве в совете главной испанской инквизиции.}.
XII. 9 марта 1254 года папа подтвердил свои распоряжения новым бреве.
Права инквизиторов получили новое расширение, так как им было позволено
лишать почестей, должностей и званий не только еретиков, но и их пособников,
сообщников и укрывателей. Бреве гласило также, что свидетельские показания
будут иметь силу в судопроизводстве, хотя имена свидетелей и оставались
неизвестными' { Там же.}.
XIII. 7 апреля того же 1254 года папа адресовал частное бреве приорам
доминиканских монастырей Лериды, Барселоны и Перпиньяна [210], чтобы они,
когда того потребует арагонский король Хаиме I, предоставляли ему монахов
своего ордена для исполнения обязанностей инквизиторов в тех владениях этого
государя, где их еще не было {Фр. Диего. История ордена проповедников или
доминиканцев в провинции Арагон. Кн. 1. Гл. 3.}.
XIV. Доминиканцы, назначенные при этом, были, вероятно, брат Педро де
Тоненес и брат Педро де Кадирета, так как они произнесли 11 января 1257 года
вместе с Арнольдо, епископом Барселоны, окончательное осуждение памяти
умершего Раймонда, графа Форкалькье и Урхеля, объявили его еретиком, вновь
впавшим в ересь после отречения от ереси при кардинале Пьетро Беневентском,
перед епископом Урхеля домом Понсе, и приказали выкопать из земли его кости
и лишить их церковного погребения {Фр. Диего. История ордена проповедников
или доминиканцев в провинции Арагон. Кн. 1. Гл. 3.}.
В то же время они привели к примирению с церковью его вдову Тимборозу и
его сына графа Гильома, которому оставили имущество и суверенитет его отца
{Монтэйро. История португальской инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 1.}.
XV. Папа Урбан IV [211], видя, с каким рвением доминиканцы преследуют
еретиков, выпустил бреве, в котором заявлял, что отныне в королевстве не
будет иных инквизиторов, кроме доминиканских монахов-проповедников. Он
уполномочивал их вытребовать к себе все процессы, начатые каким-либо другим
инквизитором, кто бы он ни был, за исключением тех дел, которые должны
разбираться епархиальным епископом. В то же время он даровал им власть
арестовывать в согласии с епископом не только еретиков, но и их пособников,
сообщников и укрывателей; лишать их церковных доходов, если они ими
обладают, отлучать их от Церкви и привлекать к суду всех тех, кто
воспротивится мерам, которые инквизиция сочтет нужным принять {См.: Эймерик.
Руководство для инквизиторов. Рубрика 2. О десяти апостолических посланиях.
С. 129, mihi.}.
XVI. 1 августа того же года [212] Урбан IV предоставил всем
провинциалам доминиканцев Испании право назначать двух инквизиторов, смещать
их, если ими останутся недовольны, и выбирать на их место других. 4 августа
он прибавил к этому праву привилегию, состоящую в том, что инквизиторы не
могут быть никем отлучаемы от Церкви или отрешаемы от священнослужения,
кроме папы или по специальному апостолическому поручению, и что они могут
освобождать друг друга взаимно от всякого рода отлучения {См. в числе бреве,
приведенных у Эймерика.}. Бреве 28 июля было возобновлено папою Климентом IV
[213] 2 октября 1265 года, как это можно видеть у Эймерика {С. 133 той же
рубрики.}.
XVII. Инквизиторы Барселоны Педро Тоненес и Педро де Кадирета во время
своего пребывания в этом городе судили Арно, виконта Кастельбона и Серданьи
[214], и его дочь Эрмензинду, графиню Фуа, которая вышла замуж за графа Роже
Бернара II. Приговором от 2 ноября 1269 года их присудили обоих - отца и
дочь - к бесчестию, как умерших в ереси, и распорядились выкопать их кости
из земли, если окажется возможным их распознать на месте