Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

исполнять их в своей епархии, в епархиях своих викариев и в

некоторых других частях Цизальпинской Галлии [189], где ересь сделала уже

внушающие тревогу успехи {Райнальди, под 1231 годом. N 18.}. Это мероприятие

папы заставило императора Фридриха II возобновить узаконения, которые он

опубликовал в 1224 году против еретиков, и в частности закон против

богохульников, присуждавший всех без различия еретиков к сожжению или

отрезанию языка, если бы епископы нашли уместным даровать им эту милость,

для того чтобы им было невозможно в будущем порочить святое имя Божие.

Император написал об этом папе и известил его, что еретические учения

проникли в Неаполь [190] и Сицилию [191], что он решил преследовать их с

величайшей строгостью и что множество виновных попало уже в руки правосудия.

Действительно, он послал в Неаполь архиепископа Регина с подобным

поручением, и многие из еретиков были обнаружены и казнены {Райнальди, под

1231 годом. N 19 и 20.}.

XI. Такова была форма, которую инквизиция приняла уже во Франции и

Италии, когда Григорий IX ввел ее в Испании. Я прослежу ее в различных

частях этого королевства, потому что она является главным предметом взятого

мною на себя труда и предпринятых исследований.

Глава III

О ПРЕЖНЕЙ ИНКВИЗИЦИИ В ИСПАНИИ

Статья первая

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТОГО ТРИБУНАЛА В ИСПАНИИ ПАПОЙ ГРИГОРИЕМ IX

I. В 1233 году французская инквизиция получила устойчивую форму, данную

ей св. Людовиком на основании определений соборов в Тулузе, Нарбонне и

Безье. В это время Испания, не считая магометанских государств, была

разделена на четыре христианских королевства: Кастилию, Наварру [192],

Арагон [193] и Португалию [194]. Кастилия находилась под властью св.

Фердинанда, который не замедлил присоединить к ней королевства Севилья

[195], Кордова [196] и Хаэна. Хайме I [197] правил Арагоном. Этот государь

вскоре оказался владыкой королевства Валенсия [198] и Майорка [199]. Наварра

подчинялась Санчо VIII [200], который в следующем году умер, оставив свою

корону Теобальду I [201], графу Шампаньи [202] и Бри [203], Санчо II [204]

царствовал в Португалии.

II. В этих четырех католических королевствах Испании находились

доминиканские монастыри со времени учреждения этого ордена; поэтому,

вероятно, там была учреждена инквизиция, как уверяют в этом многие авторы,

между прочим, монах Педро Монтэйро {Монтэйро. История португальской

инквизиции. Ч. I. Кн. 2. Гл. 5.}. Между тем ни один подлинный документ не

подтверждает ее существования в этих государствах до 1232 года, когда папа

Григорий IX обратился к архиепископу Таррагоны дому Эспараго и к его

викариям с буллой от 26 мая, в которой, после пышного вступления, извещает

их, что до него дошли сведения о проникновении ереси во многие города их

епархий. Он увещевает их, чтобы они противодействовали ее успехам, самолично

разыскивая еретиков и распространителей ереси или приказывая это делать

монахам-проповедникам [205] и другим лицам, согласно тому, как он уже

повелел в 1231 году в своей булле против еретиков и их сообщников.

Извлечение из этого документа мы видели в предшествующей главе. Папа

прибавляет: если какой-либо еретик захочет вернуться в лоно Церкви, можно

ему дать отпущение согласно формам, предписанным канонами, после наложения

на него обычной епитимьи. Но он усиленно советует не оказывать этой милости

иначе, как уверившись в искренности обращения виновных способами, диктуемыми

благоразумием и согласными со всеми постановлениями на этот счет, дабы

избегнуть скандала вторичного отпадения.

III. Автор Истории португальской инквизиции утверждает, что архиепископ

Таррагоны сообщил полученное им папское бреве брату Суэро Гомесу, первому

провинциалу [206] испанских доминиканцев, уроженцу Португалии, одному из

первых учеников св. Доминика, поручая ему определить монахов своего ордена,

которых он сочтет наиболее подходящими для исполнения обязанностей

уполномоченных папою инквизиторов и поставить их именем Его Святейшества.

Утверждение этого историка не основано ни на каком свидетельстве; однако я

далек от того, чтобы оспаривать его истинность, Суэро умер 7 апреля 1233

года, и архиепископ обратился к брату Хилю Родригесу де Вальядаресу, который

его сменил и функции которого простирались