Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

подозрения, должны быть отлучены от

Церкви и признаны еретиками, если в течение года не удовлетворят требованиям

Церкви; было запрещено принимать их заявления и апелляции; ни нотариусы, ни

адвокаты не могли им оказывать содействия ни в какой сделке, ни в каком

процессе, под страхом вечного интердикта; священникам было запрещено

допускать их к участию в таинствах, получать от них милостыню и приношения;

то же запрещение по отношению к этой последней статье было сделано иоаннитам

[185], тамплиерам (храмовникам) и другим монашеским орденам [186]. Кто не

будет сообразоваться с этим запрещением, должен быть лишен своего звания и

мог быть восстановлен в нем лишь с разрешения святого престола. Кто

предоставлял этим преступникам церковное погребение, тот подвергался каре

отлучения, от коего он мог избавиться, только вырыв из земли их трупы своими

собственными руками, причем это место навсегда переставало служить местом

погребения христиан. Никто из мирян не может рассуждать о предметах веры ни

публично, ни в частной беседе, под страхом быть отлученным от Церкви.

Знающий, что где-нибудь находятся еретики или лица, устраивающие тайные

собрания, или образ жизни которых отличается от других, обязывался довести

об этом до сведения своего духовника или кого-нибудь другого, кто об этом

сообщил бы епископу, а в случае недонесения он сам подвергался анафеме.

Наконец, дети еретиков и тех, кто их укрывал и защищал, не могли быть

допускаемы ни к какой должности, ни пользоваться никакими доходными местами

до второго поколения, под страхом аннулирования всего того, что было бы

противно этой мере {Райнальди, под 1231 годом. N 14; Пенья, в приложении к

Комментариям на Эймерика. Руководство для инквизиторов.}.

IX. Сенатор Аннибал и другие члены управления Рима с целью

содействовать папе, их светскому государю, во исполнение постановленных им

мероприятий издали разные муниципальные законы о розыске и наказании

еретиков. Они были почти те же, что и узаконения императора Фридриха II.

Замечу, что один из этих законов обязывал римского сенатора приказывать

хватать находящихся в городе еретиков, в особенности тех, кто будет

обнаружен инквизиторами святого престола или иными католиками, держать их в

тюрьме до их осуждения Церковью и казнить их через неделю после осуждения.

Тот же закон предоставлял треть имущества преступника доносчику, другую

треть сенатору-судье, а третья часть должна была поступить на расходы по

ремонту стен Рима. В этом кодексе римского муниципального правосудия было

сказано также, что дома, служившие местом тайных сборищ еретиков, будут

снесены с лица земли навсегда; точно так же и дома тех жителей, которые

получили от еретиков рукоположение. Знающий сторонников ереси и не донесший

на них присуждался к штрафу в двадцать ливров; если он был не в состоянии их

уплатить, он подвергался проскрипции до тех пор, пока не удовлетворит

требованию закона. Если кто-либо покровительствовал, защищал или укрывал

еретиков, то лишался третьей части своего имущества, которая поступала на те

же муниципальные нужды; если эта кара оказывалась недостаточною для

обращения еретиков к вере, они должны были изгоняться из Рима навсегда.

Выбранный сенатором перед вступлением в свою должность должен был дать под

присягой обещание соблюдать и выполнять все законы, направленные против

ереси; если он отказывался подчиниться этому условию, все документы,

подписанные им как сенатором, вследствие его отказа теряли свою силу и никто

не был обязан ему повиноваться, даже после присяги на подчинение ему и

верность; если же, взяв на себя указанное обязательство, он изменил бы ему,

с ним следовало поступать как с клятвопреступником, он должен был заплатить

двести марок (которые шли на те же расходы, что и другие штрафные деньги) и

объявлялся неспособным занимать какую-либо общественную должность. Судьи св.

Мартины [187] должны были наблюдать за исполнением этих постановлений,

которые включались в их акты; и ни одно из этих разных наказаний не могло

быть отменено, ни в силу народного голосования, ни единогласно народом, ни

при каком-либо другом обстоятельстве.

X. Григорий IX послал узаконения римского управления вместе с теми,

которые он издал сам, архиепископу Миланскому [188] с тем, чтобы тот

приказал строго