годом. N 58.}.
VI. В том же году легат провел другой собор в Безье. Здесь он заставил
издать новый регламент о розыске и преследовании еретиков, который был
разделен на несколько статей, подобных прежним. Приказывалось каждому
арестовывать еретиков; священникам повелевалось, под страхом присуждения их
самих к потере их церковных доходов, после однократного предупреждения
составить список всех тех из их прихожан, которые подозревались в ереси, и
заставлять их каждое воскресенье и праздник присутствовать при церковной
службе. Другая статья обязывала примиренных с Церковью еретиков носить два
креста на верхней одежде, один на груди, другой на плече; они должны быть
сделаны из желтого сукна, иметь три пальца в ширину, две с половиной ладони
в вышину и две ладони в поперечнике; если одежда с капюшоном, то на нем тоже
должен быть крест. Не сообразующиеся с этими статьями должны считаться
еретиками-рецидивистами и быть лишены своего имущества {Бэйль. Обзор
соборов. Т, I, в соборах Франции под 1246 годом; Пенья. Комментарий 42 к
Руководству Эймерика. N175; Флери. Церковная история. Кн. 80. N 26.}.
VII. В то время как это происходило во Франции, альбигойская ересь
проникла в самую столицу католического мира. Если бы мнения, получившие
начало в IV веке, в эпоху обращения в христианство Константина [183], не
приобретали от столетия к столетию новой силы, дойдя до того, что они
открыли в Евангелии достаточные основания для наказания еретиков смертью, то
можно думать, что Григорий IX, видя, что крайние средства, применяемые
против еретиков, не имеют большого действия, отказался бы от системы
принятых им репрессий. Хотя их упорное применение погубило несколько тысяч
еретиков на кострах Франции и Италии, он не только не добился того, что
предполагал, но эти еретики, как бы желая сделать вызов его авторитету,
принесли свои ошибочные доктрины в сердце его столицы и доказывали этим
дерзновенным поведением, как мало они были чувствительны к церковным
анафемам и угрозам страшных мучений, которые Григорий мог применить против
них как глава Церкви и как светский государь Рима. К несчастию, умы были
подавлены предрассудками и неспособны видеть вещи с истинной точки зрения.
Поэтому Григорий IX, далекий от изменения системы и принятия за правило духа
благоволения кротости, отличавшего первые три века христианства, в 1231 году
разразился против еретиков буллой, начало которой его духовник, доминиканец
св. Раймонд де Пеньяфорте [184], включил в главу 'Отлучаем' (Excommunicamus)
в отделе о еретиках (de hereticis) сборника декреталий этого папы; остальная
часть была переписана Райнальдом вместе со статутами правителей Рима,
утвержденными Григорием IX.
VIII. В этой булле папа отлучал от Церкви всех еретиков, в особенности
те их разряды, которые были в ней обозначены. Он приказывал, чтобы
осужденные предавались в руки светских судей для получения справедливого
наказания за их преступление, после лишения сана, если они находились в
церковном звании; чтобы просивший об обращении подвергался епитимье и
наказанию пожизненным заключением; чтобы принявшие их учение были считаемы
еретиками; чтобы жители, которые приняли бы их в свои дома,
покровительствовали им и защищали их, были отлучены от Церкви и объявлены
бесчестными и лишенными права занимать общественную должность, голосовать,
давать показания на суде, делать завещание, принимать участие в каком-либо
наследстве, предъявлять пред судом какой-либо иск, если после их отлучения
они будут пренебрегать просьбой о примирении с католической Церковью. Булла
гласила также, что, если виновные были судьями, никакой процесс не должен
был вестись в их суде и вынесенные ими решения должны считаться
недействительными; если они были адвокатами, им не должно позволять
выступать с защитой на суде; если они были нотариусами, их акты не должны
иметь никакой силы; если они были священниками, они должны быть лишены
своего сана и своих церковных доходов. Лица, не избегающие иметь дела с
этими отлученными, должны быть сами присуждены к отлучению и подвергнуться
другим наказаниям; заподозренные в ереси, если не поспешат рассеять этого
подозрения путем канонического испытания или каким-нибудь иным способом,
соответствующим их званию и причинам