Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

в лоно Церкви, обязуются отправляться на розыски

виновных, пока их не обнаружат; произнесший отречение от ереси в смертный

час и затем вторично впавший в нее по выздоровлении одинаково будет

подвергнут смертной казни; преступление оскорбления Божия величества сильнее

преступления оскорбления величества человеческого; так как Бог наказывает

детей за грехи отцов, чтобы научить их не подражать своим родителям, то и

дети еретиков, до второго поколения, будут объявлены неправоспособными к

занятию общественной должности и пользованию почетом, исключая детей,

сделавших донос на своих отцов, которые в силу этого должны считаться

невинными. 'Мы хотим также, - прибавляет император, - чтобы все знали, что

мы взяли под свое особое покровительство монахов ордена проповедников,

посланных в наши владения для защиты веры против еретиков, также и тех, кто

будет им помогать в суде над виновными, будут ли эти монахи жить в одном из

городов нашей империи, или переходить из одного города в другой, или сочтут

нужным возвращаться на прежнее место; и мы повелеваем, чтобы все наши

подданные оказывали им помощь и содействие. Поэтому мы желаем, чтоб их

принимали всюду с благорасположением и охраняли от покушений, которые

еретики могли бы против них совершить; чтобы та помощь, в которой они

нуждаются для выполнения своего дела в миссии, порученной им ради веры, была

им оказана нашими подданными, которые должны арестовывать еретиков, когда

они будут указаны в местах их жительства, и держать их в надежных тюрьмах до

тех пор, пока они, осужденные церковным трибуналом, не подвергнутся

заслуженному наказанию. Делать это надо в убеждении, что содействием этим

монахам в освобождении империи от заразы новой установившейся в ней ереси

совершается служба Богу и польза государству'. {См. этот устав в булле папы

Иннокентия IV, в приложении к Комментариям Пеньи на руководство для

инквизиторов, составленное Эймериком.}

IX. Усилия инквизиции в Нарбоннской Галлии не имели еще достаточного

успеха, на который рассчитывал папа, потому что военные события не всегда

были благоприятны для крестоносцев. Гонорий, приписывая это небрежности

кардинала Конрада, отозвал его и послал на его место Романа,

кардинала-диакона церкви Св. Ангела [173]. Новый легат должен был

отправиться в провинции Тарантеса [174], Безансон [175], Амбрен, Экс, Арль и

Вьенна. Это новое распоряжение Гонория относится к 1225 году. Настояния

нового легата заставили Людовика VIII, короля Франции, решиться стать во

главе армии крестоносцев, чтобы выступить против графов Тулузы, Фуа, Безье,

Беарна [176], Каркассона и против многих других сеньоров, поддерживавших

альбигойцев. Между тем дела не подвигались: Людовик умер 8 ноября того же

года, и папа последовал за ним 18 марта 1227 года, раньше, чем успел дать

прочную форму и устав для судебного порядка нового трибунала инквизиции,

который вводился во Франции {Райнальди, под 1225 годом. N 29; под 1227

годом. N 12; Флери. Церковная история. Кн. 79. N 8,18 и 28.}.

Статья пятая

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ГРИГОРИЕМ IX УЧРЕЖДЕНИЯ ИНКВИЗИЦИИ В ФОРМЕ ТРИБУНАЛА И

ДАННЫЙ ИМ ЕЙ УСТАВ

I. Григорий IX вступил на первосвященнический трон 13 марта 1227 года.

Он с таким старанием занялся инквизицией, что успел дать ей прочную форму.

Он был горячим покровителем св. Доминика Гусмана и близким другом св.

Франциска Ассизского [177]. Поэтому не следует удивляться, что он сохранил

за доминиканскими монахами функции инквизиторов и поручил их также

францисканцам, посылая их в те провинции, где не было доминиканцев, и

приобщая их к работам последних во многих провинциях, где они утвердились.

II. Кардинал Роман имел во Франции больше успеха, чем предшествующие

ему легаты. Государи, истощенные двадцатилетней войной и боявшиеся полного

разорения своих государств, мечтали об окончании бедствий, постигших их

народы. Такое настроение и вступление на престол Франции Людовика IX [178],

под регентством королевы Бланки [179], воодушевленной величайшим рвением к

религии, изменили в корне положение дела.

III. Граф Тулузы, Раймонд VII [180], решил окончить войну, которую он

вел в пользу альбигойцев. После смерти своего отца, начавшего ее, он

примирился с св. Людовиком и с Церковью на Нарбоннском соборе, возглавляемом

архиепископом