Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

и о рекомендации

их епископам и королям.

V. Брат Эрнандо де Кастильо, правдивый историк происхождения и

основания монастырей ордена св. Доминика, приводит письма папы Гонория св.

Фердинанду [165], королю Кастилии [166] и Леона [167] {Кастильо. История св.

Доминика. Ч. 1. Гл. 41.}. Райнальди, продолжатель Церковной летописи

Барония, включил в них бреве, направленное Гонорием 8 декабря 1219 года ко

всем христианским епископам. Папа очень горячо рекомендует им братьев

проповедников, вспоминая важные заслуги, оказанные ими католической вере, и

обязывает епископов помогать им всей своей властью, чтобы они могли

выполнить поручение, для которого посланы. Этот документ еще не доказывает,

что они были апостолическими инквизиторами. Однако возможно, что папа их

облек полномочиями посредством особого бреве, так как мы видим четыре года

спустя, что монахи, проповедовавшие в Ломбардии, имели подобное бреве.

VI. Св. Доминик, бывший тогда в Риме, основал уже второй орден, для

женщин: они должны были вести в уединении религиозную жизнь и молить Бога о

торжестве католической веры и об истреблении ересей. Св. Доминик установил в

Риме еще третий орден, для светских лиц, живших в миру. Он предписал всем

его членам обязанность молиться о том же, помогать, поскольку это для них

возможно, проповедникам против ереси и преследовать еретиков. Этот третий

орден обозначался иногда названием третьего ордена покаяния, но чаще

назывался милицией Христа, потому что его члены боролись с еретиками и

помогали инквизиторам исполнять их обязанности. На них смотрели как на

членов семьи инквизиции, и поэтому они носили имя близких (famihares). Эта

ассоциация породила впоследствии другую, известную под именем Конгрегации

Св. Петра-мученика. Она была одобрена Гонорием; его преемник Григорий IX ее

утвердил. Ввиду того, что она была учреждена св. Домиником в 1219 году

(время, когда его монахи разошлись по разным местам для проповеди),

правдоподобно, что доминиканские монахи имели уже характер инквизиторов

{Кастильо История св. Доминика Ч. 1. Гл 49; Монтэйро История португальской

инквизиции. Ч 1. Гл. 36; Парамо. О происхождении инквизиции Кн. 2. Отд. 1.Гл

3.}.

VII. Гонорий декретировал устав против еретиков, который получил силу

гражданского закона через императора Фридриха II [168] в день его коронации,

то есть 22 ноября 1221 года. Это историческое событие подробно передано

продолжателем Барония {Райнальди, под 1221 годом. N 19 и сл.}. В том же году

папа послал в Нарбоннскую Галлию, в качестве нового легата, Конрада,

епископа Порто [169], для дел инквизиции и войны против альбигойцев. Именно

тогда решили основать в этой стране новый рыцарский орден, назначенный для

преследования еретиков, по образцу ордена тамплиеров (храмовников) [170],

под названием милиции Христа. Гонорий дал свое одобрение этому проекту и

приказал выбрать один из монашеских уставов для основания религиозного

ордена {Там же. N41.}. По-видимому, именно этому ордену милиции Христа папа

Григорий IX [171] написал поздравительное письмо за рвение, оказанное им в

помощи епископам и инквизиторам, и употребление полученного ими вооружения в

защиту католической религии и для преследования гибели ее врагов{Там же, под

1233 годом, заметка Манрике.}. Эта ассоциация почти тотчас же слилась с

милицией Христа третьего ордена св. Доминика и с ассоциацией 'близких' к

инквизиции.

VIII. В 1224 году инквизиция существовала уже в Италии под ведением

доминиканских монахов. Это подтверждается узаконением Фридриха II,

опубликованным в Падуе [172] против еретиков 22 февраля двенадцатого

индикта, что соответствует указанному выше году. Закон этого императора

гласил, что еретики, осужденные Церковью и преданные ею светскому

правосудию, будут наказаны соответственно их преступлению; если боязнь казни

приведет кого-либо из них к воссоединению с Церковью, он будет подвергнут

канонической епитимий и заключен пожизненно в тюрьму; если в какой-либо

части империи окажутся еретики, учрежденные папой инквизиторы или ревностные

к вере католики могут требовать от судей хватать их и сажать в тюрьму до тех

пор, пока, после отлучения от Церкви, они не будут осуждены и казнены;

поддерживающие их или покровительствующие им подвергнутся той же казни;

еретики, вернувшиеся