в порядок те меры,
которые он считал необходимыми для преследования еретиков {Флери. Церковная
история. Кн. 73. N54.}.
XI. В Испании кардинал Грегорио де Сант-Анджело, прибывший туда в
качестве легата папы Целестина [115], созвал а Лериде собор. История не
говорит о нем почти ничего, и его нельзя найти в Собраниях соборов; но о нем
имеется упоминание в архивах Калаоры. На этом соборе кардинал убеждал
Альфонса II [116], короля Арагона, маркиза Прованса [117], государя
нескольких графств, расположенных к северу от Пиренеев, обнародовать против
еретиков своих государств декрет, принятый на Веронском соборе. Этот
государь в 1194 году последовал совету легата и приказал выгнать из своих
владений Вальденсов [118] (Vaudois), Лионских нищих [119] (Pauvres de Lyon)
и других еретиков, какой бы то ни было секты без различия, и запретил своим
подданным давать им убежище под страхом наказания за оскорбление величества
и лишения имущества. Епископам и губернаторам городов было предписано
оглашать этот указ в церквах в воскресные дни; те, которые этого не сделали
бы, должны были подвергнуться тем же наказаниям. Отсрочка, данная еретикам
для выселения, должна была продолжаться до первого ноября; если после этого
срока оказалось бы, что кто-нибудь не повиновался, то относительно таких лиц
было позволено употреблять все виды дурного обращения, за исключением смерти
и изувечения {Франсиско Пенья опубликовал этот указ в Комментариях к
Руководству для инквизиторов Николая Эймерика, во второй части, комментарий
39, заимствовав его из процесса, происходившего в Риме по поводу разделения
епархий Хаки и Уэски и учреждения епархии в Барбастро; он отнесен к статье
Хака, лист 75.}.
XII. Сын Альфонса, король Арагона Педро II [120], приказал в 1197 году
архиепископу Таррагоны и епископам Хероны, Барселоны, Вика и Эльны собраться
в Хероне. Там вынесли декрет, который кардинал Агирре поместил в своем
Собрании испанских соборов. Декрет этот содержит те же распоряжения, что и
декрет Альфонса, и он был одобрен всеми грандами [122] провинции Каталонии.
Эта новая мера доказывает, что прежний декрет не оказал почти никакого
действия. Поэтому в новом указе было добавлено, что наместники короля, бальи
и судьи должны понудить еретиков покинуть места их юрисдикции до воскресенья
Страстной недели; что у оставшихся после этого срока в стране будет
конфисковано имущество, треть которого поступит в пользу тех, кто на них
донесет; что те, вторые окажут им приют или покровительство, сами потеряют
свое имущество и с ними будет поступлено, как с виновными в оскорблении
величества; что губернаторы и судьи в течение недели обязуются присягою
перед епископами употребить все свои старания для обнаружения еретиков и
наказания их; если они будут уличены в небрежности в этом отношении, то сами
подвергнутся той же каре и будут лишены своего имущества {Агирре. Собрание
соборов. Т. IV.}.
XIII. После того как была определена эта каноническая дисциплина,
по-видимому, ничего более не оставалось, как учредить церковную корпорацию,
отдельную от епископов и зависящую непосредственно от пап, которой было бы
поручено обнаруживать и преследовать еретиков и организация которой была бы
такова, что короли и другие государи были бы обязаны, по ее требованию,
покровительствовать исполнению приказов римской курии [123], под страхом
быть отлученными от церкви, и должны были лишиться своих государств, пример
чего вскоре увидели в судьбе несчастного Раймонда VI, графа Тулузы. Это
происшествие относится к началу XIII века. Оно имеет несомненную связь с
инквизицией, история которой составит предмет следующей главы.
Глава II
УЧРЕЖДЕНИЕ ВСЕОБЩЕЙ ИНКВИЗИЦИИ ПРОТИВ ЕРЕТИКОВ В XIII ВЕКЕ
Статья первая
НАСТРОЕНИЕ УМОВ В ПЕРВОСВЯЩЕННИЧЕСТВО ИННОКЕНТИЯ III
I. В XIII веке вкус к аллегорическому толкованию Священного Писания
развился до такой степени, что буквальный смысл его почитался почти ни за
что. Точное правило, данное Церкви относительно обхождения с еретиками,
ограничивающееся запрещением общаться с ними после первого и второго их
предупреждения, было признано недостаточным. Появилось убеждение, что
еретиков следует преследовать, установив корпорацию людей, специально
назначенных, чтобы их обнаруживать всеми возможными средствами, доносить