Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

13} и свое существование. На открывшемся в следующем году

Латеранском соборе [104] святые отцы объявили: хотя церковь не одобряет, как

говорит св. Лев [105], обычая наказаний, при которых проливается кровь

еретиков, она не отказывается от предлагаемой ей христианскими государями

помощи для их наказания, потому что страх смертной казни является иногда

душеполезным средством. Поэтому Александр не довольствуется отлучением от

Церкви еретиков, их приверженцев и защитников; он объявляет, кроме того,

всех, имеющих с ними дела, свободными от всех своих обязательств, увещевает

их взяться за оружие для уничтожения этих еретиков и дарует им отпущение

грехов. Он выражает желание, чтобы государи, имеющие в числе своих вассалов

еретиков, если последние будут упорствовать в ереси, привели бы их в

состояние рабства и завладели их имуществом; он обещает, что те, кто умрет в

этой войне, получат непременно отпущение грехов и вечную награду. Он

предлагает отныне на два года индульгенции тем, кто возьмется за оружие, а

епископы сообразно с обстоятельствами могут даровать более широкие

индульгенции. Короче говоря, собор хочет, чтобы крестоносцы считались под

покровительством Церкви в такой же степени, как и участвующие в походе в

Святую землю {Третий Латеранский собор, при папе Александре Ш. Канон 27.}.

IX. В 1181 году кардинал Анри, епископ Альби, раньше бывший аббатом в

Клерво [106], был послан папою Александром III во Францию в качестве легата

[107] с тем, чтобы добиться войны против еретиков-альбигойцев [108]. Этот

прелат, став во главе значительного войска, овладел замком Лавор [109] и

заставил Рожера, графа Безье [110] и других государей отречься от ереси

{Флери. Церковная история. Кн. 73. N35.}. Однако этой экспедиции оказалось

недостаточно для полного уничтожения ереси, и папа Луций III [111] собрал в

1184 году в Вероне новый собор, на котором пожелал присутствовать император

Фридрих I [112]. На нем среди прочих мер постановили ввиду

распространившегося большого равнодушия к церковной дисциплине передавать в

руки светского правосудия всех, кого епископы объявят еретиками и кто не

сознается в своем преступлении. Собор в то же время предлагал епископам

лично посещать, один или два раза в год, свои епархии или доверять эту

заботу своим архидиаконам [113] или другим членам своего клира, в

особенности следить за теми городами, деревнями и прочими местами, где

предполагается существование еретиков; обязывать некоторых наиболее

известных жителей, даже всех, если они сочтут это необходимым, давать

клятвенное обещание, что в случае обнаружения ими еретиков или лиц, которые

образуют тайные собрания и жизнь коих отличается от жизни общины верующих,

они донесут на них епископу или архидиакону, которые привлекут их к суду для

наказания, если они не очистят себя от подозрения в ереси, согласно обычаям

страны. Надлежало также обязать их доносить на тех, которые вторично впадут

в ересь; если бы они отказались это делать, то обращаться с ними самими как

с еретиками. Собор определил также, чтобы графы, бароны и другие сеньоры,

как и их уполномоченные, поклялись оказать вооруженную помощь Церкви для

отыскания и наказания еретиков под страхом отлучения от Церкви и потери

своих земель и должностей; чтобы епископские города, которые не будут

считаться с этой мерой, переставали быть резиденцией епископа, а другие

города лишались приобретенных их торговлей привилегий; чтобы пособники ереси

были объявлены опозоренными навсегда и лишены занимаемых ими общественных

должностей; чтобы они не могли быть ни свидетелями, ни адвокатами и чтобы

те, которые оказались бы изъятыми от действия светского правосудия, не могли

воспользоваться этим обстоятельством, так как в этом случае епископы получат

от папы полномочие, необходимое для их преследования {Веронский собор, в

10-м томе Собрания соборов.}.

X. Умный Флери [114] думал, что в этом соборе он открыл начало

инквизиции; он не ошибся по существу, потому что главная мысль этого канона

составила основу для устава это-то учреждения. Однако не в эту эпоху

последовало действительное создание церковной корпорации инквизиции, так как

епископы оставались тогда еще единственными лицами, уполномоченными охранять

веру, как это было и до того времени, и собор лишь привел