гласил, что следовало карать
отлучением от Церкви не только упорных еретиков, как это делалось в первые
века Церкви, но также пускать в ход это средство против всякого рода
проступков, которые считались тяжкими в глазах епископов или пап.
Злоупотребление это зашло так далеко, что сам кардинал св. Петр Дамиан
упрекал в нем папу Александра {Св. Петр Дамиан. Письмо 20.}.
XI. Согласно второму принципу отлученный от Церкви христианин, более
года упорствовавший в своем отказе смириться и просить прощения, после
канонической епитимьи считался еретиком в силу декрета, изданного папой
Захарией в IX [79] веке против тех, кто удерживал поместья церковных
владений {Письмо папы Адриана I Карлу Великому о втором Никейском соборе.}.
XII. Третий принцип, утвержденный политикой римской курии, заставлял
смотреть на преследование еретиков как на похвальное действие до такой
степени, что жаловались апостолические индульгенции за этот род преданности
делу религии как следствие доктрины, которую Иоанн VIII [80] открыто
исповедовал к концу IX века, объявляя, что умершие на войне с неверными
получают полное отпущение всех своих грехов {Письмо 144 папы Иоанна VIII.
См.: Бараний. Церковная летопись, под 882 годом. N 3.}.
XIII. Эти принципы вместе с другими, царившими издавна, образовали
сущность доктрины, приготовившей умы в течение четвертой эпохи к принятию
учреждения инквизиции, предназначенной для преследования еретиков и
отступников.
Статья четвертая
ЧЕТВЕРТАЯ ЭПОХА - ОТ ГРИГОРИЯ VII ДО ИННОКЕНТИЯ III
I. Знаменитый Гильдебранд занял папский престол в 1073 году под именем
Григория VII [81] в то время, когда его предшественник Александр II [82]
потребовал от императора Генриха III [83] прибытия в Рим на суд собора. Этот
государь был оговорен саксонцами, возмущенными им как еретиком и повинным в
симонии. Так как император не явился, папа отлучил его от Церкви, освободил
его подданных от присяги на верность и заставил их избрать государем
Рудольфа, герцога Швабского [84]. Авторитет этого папы над христианскими
государями превзошел все, что было видано при его предшественниках. Хотя
формально это было противно духу Евангелия, его преемники ничем не
пренебрегли, чтобы его сохранить, так что римская курия и ее приверженцы
постоянно защищали этот авторитет как законный.
II. Мрак невежества был в эти несчастные времена так непрогляден, что
ни короли, ни епископы не были в состоянии сговориться, чтобы
противодействовать злоупотреблению, которое этот папа и его преемники делали
в течение всего двенадцатого столетия из отлучения от Церкви. Наоборот, они
трепетали перед духовными громами до такой степени, что признавали свою
зависимость от верховного первосвященника. Троны имели прочность лишь
постольку, поскольку это было угодно допустить папам. Такое унизительное
положение светской власти было следствием своего рода наваждения, которое
произвело в христианском мире учение об абсолютном верховенстве наместников
Иисуса Христа. Они освобождали подданных от их присяги, и эта мера, которую
они применяли с торжественностью, сопровождалась анафемой против государей;
вскоре представитель Иисуса Христа на земле начал подстрекать некоторых
государей завладеть тронами, с которых он принудил сойти других королей, под
условием, что они признают, что получили их от святого престола и что будут
честно уплачивать лепту св. Петра [85].
III. Это состояние слабости государей ясно показывает, что папы
достигли того, что сделались всемирными монархами и что они повелевали
царями неограниченным образом, с уверенностью в их повиновении, с каким бы
отвращением эти цари ни подчинялись, потому что всякое сопротивление
возбудило бы мщение Рима и заставило бы скипетр выпасть из их рук.
IV. Папы приобрели эту громадную власть постепенно, заручаясь
благоприятным мнением народов при помощи горячего усердия, которое они
прилагали к делу сохранения чистоты догмата и к искоренению ересей. Доведя
государей до положения, так сказать, своих вассалов, они дерзнули запретить
им допускать в своих государствах еретиков и приказать им выгнать их без
возврата. Какая пропасть между нижайшими просьбами, с которыми папы
обращались к римским императорам, и повелительными буллами