Х.А.Льоренте

История испанской инквизиции. Том I (Часть 1)

в случае если он потерпит неудачу в этой попытке.

86) Тюрьма обыкновенная. Посторонние лица могут там бывать и беседовать

с узниками. Туда помещают лиц, обвиняемых в обыкновенных проступках,

судимость коих принадлежит святому трибуналу по его привилегии.

87) Тюрьма посредствующая, или переходная. Она предназначена для тех,

кто подсуден святому трибуналу и был арестован за обыкновенные проступки.

88) Тюрьма секретная. Такая тюрьма, где никто не может сообщаться с

заключенными.

89) Тюрьма сострадания. Тюрьма, в которую заключаются на известный срок

люди, присужденные к епитимий. Ее называют иногда также Тюрьмою епитимий или

милосердия; она находится вне помещения, где собирается трибунал, но

поблизости его.

90) Увещания (admonitiones) - см. под N 91.

91) Увещевания (monitiones). Так в святом трибунале называются три

предостережения, которые инквизиторы делают обвиняемому на трех первых

аудиенциях, следующих за его арестом, чтобы побудить его старательно

припомнить прошлое, испытать свою совесть и добровольно признаться во всем,

что он помнит о сказанном или сделанном против католической веры, давая ему

при этом понять, что никто не арестовывается без того, чтобы против него не

было улики в проступке, что, если его сознание будет искренне и если он

действительно раскается, по отношению к нему будет применено снисхождение;

но что в противном случае с ним будет поступлено 'со всей строгостью

закона'.

92) Указ о вызове в суд. Это указ, который инквизиторы опубликовывают

против обвиняемого, находящегося в отсутствии или в бегах, чтобы он явился

на суд в определенный срок, под угрозой быть объявленным убежденным

еретиком, строптивым, упорствующим и нераскаянным. Таков был указ,

направленный против первого министра, статс-секретаря, Антонио Переса.

93) Указ о доносах. Он обнародуется ежегодно в первое воскресенье

Великого поста в одной из церквей того города, где существует трибунал

инквизиции, в присутствии инквизиторов. Он обязывает доносить святому

трибуналу в шестидневный срок на всех, кто совершил проступок или вел

разговоры против веры или святой инквизиции, был ли кто лично свидетелем

этого или узнал об этом через других лиц.

94) Указ об отлучениях от Церкви (анафемах). Он читается ежегодно в

церкви в воскресенье вслед за обнародованием указа о доносах. Он

провозглашает наказание верховным, предоставленным в распоряжение

инквизиторов отлучением от Церкви тех, кто не донес на лиц, обозначенных в

указе о доносах, и возобновляет приказание это сделать, с угрозой тягчайших

наказаний и проклятий ослушникам.

95) Указ о помиловании. Его публикуют, чтобы объявить, что тайно

помилуют того, кто добровольно донесет на самого себя инквизиторам, как на

раскаивающегося еретика, прося прощения, без обязательства подвергнуться

публичному покаянию.

96) Цензура - см.: Квалификация и Богословская отметка.

97) Чистота крови. На языке инквизиции принадлежать к чистой крови

значит не происходить ни от евреев, ни от мавров, ни от еретиков, ни от

предков, осужденных инквизицией.

Глава I

ПОРЯДОК И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ИДЕЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДО УЧРЕЖДЕНИЯ

ИНКВИЗИЦИИ В ДЕЛЕ РОЗЫСКА И НАКАЗАНИЯ ЕРЕТИКОВ

Статья первая

ПЕРВАЯ ЭПОХА ЦЕРКВИ ДО ОБРАЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА КОНСТАНТИНА

I. Едва основалась христианская религия на земле, как среди ее чад

зародились ереси. Апостол Павел дает наставление своему ученику Титу,

епископу Крита, какого поведения он должен держаться по отношению к еретику,

советуя ему предупреждать его один и другой раз и, если тот не обратится,

избегать в будущем его присутствия. {Послание ап. Павла к Титу. Гл. 3.}

II. Это правило, установленное языком апостолов, указывает нам на

различие, какое надо делать между ересью и другими грехами, за которые Иисус

Христос хочет, чтобы согрешившего призывали к обращению три раза, прежде чем

прекратить с ним всякое общение, потому что только тогда, когда было сделано

три предупреждения тем способом, какой предписан в Евангелии, позволено

смотреть на него как на язычника и мытаря, то есть как на отлученного от

единения с верными [1].

III. Св. Павел хочет, чтобы еретика предупреждали всего два раза; быть

может, потому, что ересь - заблуждение ума, и надо полагать,