место и быть благотворным только
потому, что в XVIII в. в Испании происходила сильнейшая борьба между
загнивавшим средневековым феодализмом, доведшим страну до полного истощения
и гибели, и шедшей ему на смену буржуазией, богатой энергией и инициативой и
представлявшей в тот исторический отрезок времени прогрессивную силу.
Значительный социальный сдвиг, совершившийся в Испании в XVIII в.,
надломивший старую, традиционную политику испанского папистского
духовенства, не мог не быть предметом продолжительных бесед Льоренте с тем
иностранцем, который на многое открыл ему глаза и который в качестве
рационалиста, естественно, поддерживал новое течение внутри испанской
Церкви, всячески борясь с ультрамонтанскими тенденциями огромного
большинства авторитетных представителей Церкви в Испании. В разгаре борьбы
внутри самой Церкви каждый обмен мнений между Льоренте и рационалистом,
каждая новая прочитанная антипапистская книга, философское произведение,
политический трактат и публицистический памфлет находили отклик в душе
Льоренте, будили его мысль, тревожили его и все дальше отталкивали от
старого, папистского пути. В 1785 г. Льоренте, показав, что ни прадед, ни
дед, ни отец его не привлекались к суду никаким инквизиционным трибуналом и
никем не были заподозрены ни в какой ереси, засвидетельствовав чистоту своей
крови и доказав, что в его жилах нет ни одной капли еврейской и арабской
крови, получил должность комиссара инквизиционного трибунала в Логроньо.
Кровавая хроника этого трибунала свидетельствует о значительном падении
числа жертв в годы службы Льоренте в Логроньо (1785 - 1789) и об отсутствии
смертных приговоров за этот короткий промежуток времени. Начавшаяся во
Франции буржуазная революция вызвала на первых порах замешательство даже
среди руководителей инквизиции, и главный инквизитор Рубин де Севальос в
поисках нового человека, способного взять на себя ответственность за те или
иные действия инквизиционных трибуналов, назначил Льоренте главным
секретарем инквизиции. Льоренте все больше укреплялся в своей позиции
практического смягчения инквизиционных приговоров и считал, что необходимо
реорганизовать инквизицию, тем более что и министр Флорида-Бланка, авторитет
которого в глазах Льоренте стоял очень высоко, склонился к мнению, что
'дикому фанатизму не должно быть места в просвещенный век' и что можно
крепко держать в руках руль государства без помощи ненавистного всей стране
учреждения. Однако Флорида-Бланка вскоре должен был подать в отставку, и
почти одновременно с ним ушел и генеральный секретарь инквизиции, пробыв на
этом посту менее двух лет. Льоренте оказался в опале как заподозренный в
снисходительности к религиозным преступникам и даже в скрытом сочувствии
просветительным идеям, которыми он будто заразился от престарелого
Флорида-Бланки.
С 1791 г. Льоренте снова жил в Калаоре, занимая пост каноника и
посвящая много времени научным работам, преимущественно в области церковной
истории. Здесь же ему пришлось встретиться с бежавшими из Франции
представителями контрреволюционного, так называемого неприсяжного
духовенства. Судя по тому, что Льоренте собирал средства для этих
эмигрантов, ненавидевших революцию, можно утверждать, что симпатии Льоренте
не были на стороне революционной Франции и что он, подобно Флорида-Бланке,
относился враждебно к деятельности французского Законодательного собрания и
Конвента. Насколько близки ему были неприсяжные священники, видно из того,
что он написал специальную книгу о французских представителях духовенства,
эмигрировавших в Испанию. Книга эта не увидела света, она затерялась в
лабиринте разных церковных комиссий по делам печати, и один из цензоров
заявил Льоренте, что в настоящий момент (дело относится к концу 1792 г.)
подобная книга была бы и неполитична и нецелесообразна; то был канун
решительного присоединения Испании к антифранцузской коалиции. Имеется,
однако, основание утверждать, что и в Калаоре в эти годы Льоренте продолжал
стоять за необходимость реорганизации инквизиции и за смягчение налагаемых
ею кар. Только этим можно объяснить, что Мануэль Абад-и-ла-Сьерра,
назначенный 11 мая 1793 г. главным инквизитором, предложил Льоренте
приступить к выработке плана