Д. Гриндер, Р. Бэндлер

Формирование транса (Часть 2)

когда вы сталкиваетесь с явлениями так называемого 'сопротивления', у вас появляется беспрецедентная возможность учиться, радуйтесь этому! Если вы будете говорить себе: 'Ага! Я сделал что-то неправильно_- тем лучше, теперь у меня есть удивительная, приятнейшая возможность попробовать что-нибудь другое'_- это позволит вам постоянно совершенствоваться. Если же вы будете думать про себя: 'Он на это еще не способен',- он в дальнейшем сможет измениться, а вы застрянете.

Если вы утилизировали, использовали каждую реакцию партнера, сопротивления не возникнет. Если пациент самостоятельно переходит в какое-либо состояние, используйте это явление. Если он превращается в младенца, скажите ему что-нибудь такое, что его обрадует. Если он выходит из состояния транса, вы можете сказать: 'Итак, что еще я могу для вас сделать?' Для того, чтобы стать эффективным коммуникатором, каждый из вас должен уметь соответственно реагировать на любое событие, на любое самопроизвольное явление. Если пациент выходит из состояния транса, и вы спрашиваете себя: 'В чем я ошибся?'_- это нельзя назвать соответствующей реакцией. Ни одна схема, ни одна формулировка не годится на все случаи Люди не хотят придерживаться жестких шаблонов поведения, не хотят цепляться за свои привычки, никогда не ведут себя неизменно. Могут встретиться любые странные случайности.

Как-то раз я ввел одного пациента в состояние транса, собираясь заняться стандартной переработкой. Я сказал ему: 'Поднимайте правый указательный палец, если хотите сказать 'Да', и левый указательный палец, если сообщаете 'Нет',- а этот тип как закричит: 'Пур-Пур!' В такие моменты, если у вас нет способов утилизации, все пропало. Я отвечал: 'Правильно, пур-пур!' Используя ту же интонацию и тот же темп, я сохранил обратную связь: пациент продолжал: 'Ау-ра!' Я тоже сказал: 'Пур-пур! Жу-ра!', и продолжал: 'А теперь мы используем это осмысленное сообщение...' и т. д.- я дал ему самый нелепый набор инструкций по утилизации происходящего. У меня не возникало ни малейшей догадки насчет того, что происходит с этим пациентом.

Когда он вышел из транса, он объяснил мне что, как только я попросил его поднять палец, означающий 'Нет', он почувствовал что его обволокло большое пурпурное светящееся облако И чем дальше он находился внутри этой ауры, тем яснее он ощущал что с ним происходят изменения. Эта аура каким-то необъяснимым образом пропитывала и насыщала его, и тем самым изменяла его. Кто знает, что все это значило? Какое-то пурпурное облако является и изменяет моего клиента раньше, чем я успеваю за это приняться.

Если бы я прервал это видение, то попал бы действительно в трудное положение. Вместо этого, я принял существование пурпурного облака, как должное, и продолжал работать как ни в чем не бывало.

Бывало и так, что пациент хорошо погружается в транс, я начинаю работать с подсознанием, все идет отлично_- и вдруг наступает пауза, и пациент полностью выходит из транса. Он смотрит на меня, а я сижу и тоже смотрю на него ничего не выражающим взглядом, и жду. Он оглядывается вокруг, а потом также внезапно снова погружается в транс. В таком случае я вообще ничего не говорю_- я просто жду. Когда пациент самопроизвольно выходит из транса, я проявляю бесконечное терпение и жду до тех пор, пока он не сделает чего-нибудь, на что можно отреагировать. Многие люди в этом отношении неустойчивы_- они 'плавают', то входя в транс то выходя из него. Но когда они выходят из транса, я просто жду, и они возвращаются обратно, после чего я продолжаю свое дело. Затем они могут 'выплыть' опять. Если вы попросите пациента удерживать себя в измененном состоянии, вы потребуете от него чего-то неестественного. Вы должны уметь легко 'перетекать' от одной реакции к другой, в зависимости от изменения состояния пациента.

Мужчина: Можете ли вы с помощью переработки решать такие психосоматические проблемы, как головные боли?

Переработка_- прекрасное средство решения психосоматических проблем При этом у вас появляется возможность использовать сам симптом в качестве сигнальной системы 'Да-Нет'. Например, если пациент страдает мигренью, вы можете заставлять его усиливаться_- в качестве сигнала 'Да', и уменьшаться_- в качестве сигнала 'Нет'.

Мужчина: Ко мне часто приходят жены врачей, и жалуются на психосоматические симптомы. Симптомы эти не приносят никакой пользы таким женщинам_- и их мужья-врачи только посмеиваются и не обращают на них внимания, и ничего не делают для них, трудно найти причину, вызывающую психосоматический симптом в качестве побочного эффекта.

Вы