лишних внутренних диалогов достигается привлечением сознательного внимания одновременно к нескольким объектам (например, вы можете сознательно сосредоточиться на правой и левой руке, и на каком-то объекте в поле зрения). В работе с собой пригодятся все знания о работе с партнером, которые вы уже имеете. Подсознание не любит приказов, поэтому вы будете также формулировать предположения, создавать иллюзию выбора и применять другие шаблоны наведения и использования транса. Вы будете давать себе инструкции, соблюдая требования подстройки к дыханию (кстати, при занятиях самогипнозом можно говорить вслух). И не ожидайте, что что-то 'должно' произойти, или что-то 'обязательно' появится - это тоже будет требованием к подсознанию, а не просьбой. Лучшая установка для начала занятий: 'Мне будет интересно все, что произойдет'.
Техника '5-4-3-2-1'.
Техника поднятия руки (стенограмма семинара).
С. Горин: Как мне кажется, люди разочаровываются в занятиях саморегуляцией из-за того, что выбирают слишком сложные методики и ставят перед собой слишком сложные для начала цели. Тем, кто решил овладеть классической аутогенной тренировкой по Леви-Шульцу, надо бы с самого начала учитывать, что для хорошего овладения первой ступенью этой методики требуется довольно высокий интеллект, хорошее воображение и два года занятий. Самогипноз удобнее для деловых людей тем, что позволяет серьезно сэкономить время - уже на первом занятии вы кое-чего добьетесь. Первая из техник самогипноза - уже известный вам шаблон '5-4-3-2-1', который вы изучали по теме 'официальное наведение транса'. Возьмите упражнение No 10 и сделайте его, находясь и в роли гипнотизера, и в роли гипнотизируемого одновременно. В этом варианте шаблон '5-4-3-2-1' даже удобнее, поскольку вам не нужно думать о том, что ваш партнер видит, слышит и чувствует - вы и есть партнер для самого себя! Другая техника самогипноза, техника поднятия руки, является одной из самых старых среди приемов гипнотизирования. Эта техника относится к классическому гипнозу, но Милтон Эриксон очень любил применять ее. Кому-то она кажется сложной для исполнения, кому-то простой... Я хочу, чтобы у вас был выбор. Мы сделаем эту технику в качестве упражнения.
Упражнение No 19: Выполняется индивидуально, по шагам.
Шаг 1. Вспомните любой пример подсознательного движения, действия. Это могут быть движения в танце, когда вы не думаете о том, как надо двигаться, ваше тело движется 'само'. Или это может быть (у курильщика) движение руки в карман за сигаретой.
Или, когда вы едете в автомобиле рядом с шофером, и на дорогу кто-то выбегает, и шофер давит ногой на тормоз, и ваша нога тоже упирается в пол. Вспомните, что бессознательные движения порывисты, иногда производят впечатление неуверенных, рука при движении подрагивает...
Шаг 2. Сконцентрируйте сознательное внимание на ваших руках. Посмотрите сразу на обе руки, почувствуйте сразу обе руки. Пусть ваши руки подробно почувствуют фактуру поверхности, к которой они прикасаются (ткань платья или брюк, или что-то другое). Теперь почувствуйте, что в руках есть какое-то напряжение (оно действительно есть, даже если руки расслаблены - остается то, что называется 'тонус мышц'). Ваша задача - почувствовать самое малое напряжение, повысить вашу чувствительность.
Шаг 3. Задайте себе вопрос: 'Интересно, какая рука сейчас начнет подниматься, и откуда начнется это движение?'
Продолжайте внимательно смотреть на руки, замечая любое подрагивание какого-либо пальца. Представьте себе, что при вдохе грудная клетка тянет за собой вверх ваши руки, и одна из рук ощущает это движение сильнее, и реагирует на него лучше.
(Можно представить, что к руке привязан воздушный шарик с легким газом, и он тянет руку вверх. Или что снизу руку подталкивает какой-то стержень). Замечайте любое движение пальца, кисти одной из рук, направленное вверх, и поощряйте его ('Я вижу, что указательный палец моей правой руки движется вверх очень мелкими толчками, и мне интересно, последует ли за ним мой мизинец и вся кисть').