ведьм и колдунов Великобритании, собравшиеся на побережье Англии в 1940 году, вместе воздвигли 'пылающий факел' - мощнейшее скопление духовной энергии, известное так же как 'конус энергии'. Аналогичный пылающий факел, по утверждению Гарднера, вызвал гибель испанской армады в 1588 году, когда собравшиеся на шабаш ведьмы и колдуны вызвали на море сильный шторм.
В конце жизни Гарднер уединился на острове Мэн в Ирландском море, где стал владельцем музея колдовства.
Резкое увеличение числа 'скороспелых' ведьм и колдунов, освоивших 'ремесло' по самоучителям, крайне встревожило некоторых более ранних защитников викки, которые сокрушаются по поводу прихода религии 'домашнего изготовления'. Основатель 'Нового Реформированного Ортодоксального Ордена Золотой Зари' Эйдан Келли заявил, что Гарднер создал 'современное колдовство' и, заблуждаясь и стремясь реформировать старое вероучение, основал совершенно новую религию. Келли высказал догадку, что работа над 'Книгой теней' началась не в XVI столетии, как заявил Гарднер, а в первые годы второй мировой войны, когда тот обзавелся записной книжкой 'Книга искусства магии', куда стал заносить различные сведения о ритуалах, которые откапывал, роясь в других оккультных традициях, а также любимые места из прочитанных книг. А 'король ведьм', как именует себя Алекс Сандерс, презрительно отзывался о гарднеровских колдунах, как о 'новичках', хотя между его 'александровской виккой' и версией Гарднера обнаруживается поразительное сходство. Многие из колдунов заявляли о приверженности традициям догарднеровской эпохи и создавали ритуалы по образцу различных кельтских, скандинавских и германских традиционных обрядов.
Отдельное направление составляет фиминистски настоенная викка, настаивает на том, что колдовство, это исконно женская религия. И это вполне естественно, если учесть пренебрежительно-враждебное отношение к женщинам христианства. В противоположность ему, в ведовстве женщина заполняет собою все. Она и священник, и алтарь, и облатка для причащения. А по существу, разве она не сам бог? Колдунья являет собой некую экстраординарную личность - независимую, отвергающую социальные, экономические и этические принципы господствующих классов, сильную и гордую, одухотворенную и таинственную.
Это направление основывается на историческом факте, что тысячелетия тому назад все народы поклонялись Великой Богине, а в семье и роде главенствовали женщины. Расцвет матриархального культа наступил в период неолита с появлением более цивилизованных земледельческих обществ. В умах людей женщина символически связывалась с землей по ассоциации с плодородием.
Но вот в западную Азию перекочевали воинственные племена семитов. Из Европы и южной России накатились волны эллинских и арийских завоевателей. Это были потомки охотников, ставшие скотоводами. Пришельцы покорили города земледельческой культуры и внесли свой вклад в уничтожение гармоничного по своей сути культа природы. Подавив мифологические представления, связанные с богиней-матерью, они по-новому интерпретировали ее образ. Теперь богиню либо уничтожали, как воплощение зла, либо в крайнем случае выдавали замуж и отводили менее значительную роль.
После воцарения мужских богов самоуверенный мужской дух заменил порядок и мир, свойственный женскому владычеству. Все сильнее преобладает разум, вместо памяти и чувства. Человек потерял веру в себя и стал надеяться на изобретенные им инструменты, все более отдаляясь от естества и ослабляя свои внутренние силы. Древние же культы частично сохранились, найдя убежище в ведовстве.
За короткое время в связанной с виккой сфере возникло великое множество 'путей'. При таком переизбытке обрядов и названий викка сама превратилась в не поддающуюся определению веру. Попытки сформулировать кредо, приемлемое для всех, кто называет себя викканцами, оказывались тщетными.