Принимая же пространственно-иерархическую картину мира (в любом ее варианте и модификации), человек неизбежно оказывается связан с представлениями о 'высшем' ('лучшем') и 'низшем' ('худшем'), сколько бы он не ухищрялся в словоупотреблении. Хрестоматийный тому пример являют нам комментируемые 'Тезисы'. Пытаясь идти в ногу со временем, автор говорит не о 'высших' и 'низших', а о 'верхних' и 'нижних' центрах, избегая открытого ценностного противопоставления их друг другу. Между тем содержание авторской аргументации свидетельствует о чисто формальном характере этих мероприятий; в основе ее лежит традиционное распределение ролей между желанным 'верхом' и коварным 'низом' (см. 1.4). Не удержавшись, автор прямо соотносит с нижними центрами 'поток низших энергий', который следует либо 'пропустить', либо 'отразить', но ни в коем случае с ним не связываться, — чтобы не 'утонуть'. Возможно, автор считает, что с 'потоком высших энергий' также не следует связываться; однако для таких выводов текст 'Тезисов' никаких оснований не дает.
4.4.11. Принимая пространственно-иерархическую картину мира и основанную на ней методологию 'работы с центрами', человек оказывается в двусмысленном положении. С одной стороны, логика здравого смысла, казалось бы, требует гармонизации системы центров; с другой, — о какой гармонизации может идти речь, если одни центры 'хуже' ('менее духовны' и т.д.), а другие 'лучше' ('более духовны' и т.д.)? Эта двусмысленность разрешается в пресловутом 'разрыве между теорией и практикой'. Теоретически провозглашается идея гармонизации; на практике же превозносятся достоинства только верхних центров, а о нижних говорится, что работать с ними ОПАСНО. Однако аргументация, спекулирующая на опасностях работы с нижними центрами, с необходимостью вынуждена оставлять в тени другой немаловажный факт: НА ПУТИ ЭВОЛЮЦИИ СОЗНАНИЯ ВООБЩЕ НЕТ НИЧЕГО ТАКОГО, ЧТО НЕ БЫЛО БЫ СОПРЯЖЕНО С РИСКОМ. Духовное развитие требует полной самоотдачи, но при этом ничего не гарантирует. Оно требует, чтобы вы посвятили ему всю свою жизнь без остатка, и в то же время не гарантирует, что вы в конце концов не обнаружите себя у разбитого корыта. Как говорил дон Хуан, 'воин обязан знать об этом, но воин также обязан верить, что он на верном пути, — без этой веры он не имеет ничего'.