Владимир Данченко

Чакры и тантра

развитии. Энергетический подход бездуховен — он не способен предоставить человеку никаких новых теоретических перспектив дальнейшего роста; энергетическая же трактовка старых перспектив лишь затуманивает последние, отвлекая человека от главного, приглашая его задуматься не о цели и смысле своего существования, а о 'работе с энергиями'. Теоретическая интерпретация системы Чакр в качестве 'энергетических центров', проводящих якобы некие 'высшие' и 'низшие' энергии, воплощает в себе все отрицательные черты энергетического подхода. Ввиду большой популярности этой сомнительной теории, а также несомненной порочности вытекающих из нее методологических выводов, мы остановимся на теме центров и работы с ними несколько более подробно.

4.4.1. Прежде всего, — что значит 'работать с центрами'? Рассматривая центры как 'функциональные психофизические сегменты' человека,* осуществляющие основные формы его взаимодействия с миром, мы определяем работу с центрами как РАБОТУ С ФУНКЦИЯМИ центров, то есть как проработку основных сфер наших реальных и идеальных отношений с миром, а именно:


* Подробнее об этом см.: ¦20. 'Принципиальные вопросы общей теории Чакр и тантрическая концепция тела'. Предлагаемая ниже детализация носит предварительный характер и не отражает всего спектра функций системы центров.


1) ОТНОШЕНИЙ ВЫЖИВАНИЯ ('ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ'), связанных с фундаментальным фактом включенности человека в структуру объективных связей природно-социального мира с втекающей отсюда необходимостью следовать законам этих связей, — сферы ориентационных отношений 'моего места в мире', в том числе отношений подчинения и господства;

2) ОТНОШЕНИЙ ВЗАИМОДОПОЛНЕНИЯ ('ПАРТНЕРСТВА'), обусловленных фундаментальным фактом дуальности любых форм взаимодействия, фундаментальной 'поляризацией' универсума, способом существования которого служит взаимодействие составляющих его элементов, — сферы отношений коммуникации, 'диалога' человека с миром, в том числе отношений между полами;

3) ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫХ ('ДЕЛОВЫХ') ОТНОШЕНИЙ, связанных негэнтропийным (упорядочивающим) характером взаимодействия человека с миром, — сферы 'рекомбинаторных' отношений с миром в процессе его преобразования, в том числе производственных отношений;

4) ОТНОШЕНИЙ ТОЖДЕСТВА ('ЛЮБВИ И СОСТРАДАНИЯ'), обусловленных фундаментальным фактом субстанционального единства человека и мира;

5) ФОРМООБРАЗУЮЩИХ ('ТВОРЧЕСКИХ') ОТНОШЕНИЙ, обусловленных прогрессивным, развивающимся характером 'вечно живых' отношений человека с миром;

6) ОТНОШЕНИЙ НАУЧЕНИЯ ('ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ'), связанных с усвоением и использованием личного опыта отношений человека с миром;

7) ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ или ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ, обусловленных историческим процессом обобществления опыта отношений человека с миром;

4.4.2. Пространственная организация системы центров отражает историю ее становления, низшие центры осуществляют эволюционно более древние отношения с миром. Так, уже простейшие ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ пребывают со средой в отношениях выживания; в РАСТИТЕЛЬНОМ царстве расцветают отношения взаимодополнения (половое размножение и 'великий цикл' фотосинтез-дыхание), а операциональные отношения достигают своего совершенства в жестко 'автоматизированном' царстве ЧЛЕНИСТОНОГИХ. В царстве ПОЗВОНОЧНЫХ актуализируются отношения видового тождества ('ворон ворону глаз не выклюет') и творческие отношения, связанные с развитием пластичности приспособительного поведения. Отношения научения, играющего огромную роль в организации жизнедеятельности МЛЕКОПИТАЮЩИХ, приобретают решающее значение на этапе АНТРОПОГЕНЕЗА; идеологические же отношения с миром присущи лишь ЧЕЛОВЕКУ. На каждом из последующих этапов развития системы центров предшествующие формы отношений включаются в структуру с более высоким уровнем организации и видоизменяются согласно законам ее функционирования, — в частности, благодаря отражению в них новых отношений, утрачивают свою однозначность и становятся более многообразными. Человек пребывает во всех перечисленных отношениях с миром ОДНОВРЕМЕННО.

4.4.3. В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса становления восьмого центра, посредством которого человек входит в отношения со своими отношениями с миром. Шри Ауробиндо называет этот центр 'супраментальным'; можно назвать его также КООРДИНАЦИОННЫМ ЦЕНТРОМ или центром МЕТАОТНОШЕНИЙ. Формирование координационного центра системы завершает очерченный выше этап эволюции и создает предпосылки