Владимир Данченко

Чакры и тантра

'Путь Тела' (там же). В двенадцатой главе автор вознамерился переплюнуть саму бесконечность — и переплюнул ее, столь велика была его йогическая сила.

Не обошлось, конечно, и без казусов, как это нередко бывает, когда плюешь против ветра. Оказалось, например, что методом 'нового' Пути служит дважды переплюнутая Кундалини-йога 'с ее многоплановой теорией и практикой' (стр. 146). Ну и ладно, назовем это отрицанием отрицания; но что достигается при помощи этого метода на сей раз? — 'Воссоединение субъекта с миром не только на уровне сознания, но и на уровне физического тела' (стр. 145). — Что имеется в виду? Ведь субстанциально наше тело и так плоть от плоти мира. — Имеется в виду замещение бренного белкового тела нейтринным телом славы; в процессе 'расширения тела' весь мир становится моим телом. — Зачем тебе это нужно? — Чтобы управлять пространством, временем и гравитацией (Подробнее см.: Бердник А.П. Звездный корсар. К., 1972). — Как достичь этого? — Нужно голодать и радоваться; и безразлично, каков источник этой радости, — 'копьевидное пламя в Муладхаре' или эфедрина гидрохлорид. Таков запредельный путь. — Но при чем тут метод Кундалини-йоги? — ...

Резюме

1. В основу материалистической интерпретации Кундалини-йоги кладется идеалистически проинтерпретированная физика: автор постулирует, что фундаментальный уровень материи составляют 'кванты сознания'. Разумеется, 'материализм' подобной интерпретации оставляет желать лучшего.

2. Как показал анализ, сама 'интерпретация' таковой не является и служит автору лишь предлогом для изложения собственных концепций. Приводимые им 'аналогии' в большинстве случаев притянуты за уши, а то и прямо сфабрикованы.

3. Главы, посвященные Йоге как таковой (I и VIII), — самые слабые звенья работы. Собственно 'пути тела' посвящена лишь одна глава, причем связь этого 'пути' с Кундалини-йогой осталась не раскрытой. Таким образом, название книги не отражает ее содержания: она посвящена не 'пути тела' и не 'материалистической интерпретации Кундалини-йоги'.

4. Самые интересные места книги связаны с разработкой нейтринной концепции, которые вовсе не обязательно камуфлировать под 'интерпретацию Кундалини-йоги'. Сомнительность подобной 'интерпретации', выдаваемой к тому же за превосхождение всего на свете, лишь мешает непредвзятому восприятию того ценного, что действительно имеется в авторских концепциях. Скромность украшает человека.

5. Не думаю, что высказанные здесь замечания по тексту можно 'учесть' и поправить дело: в настоящем своем виде 'путь тела' безнадежно неисправим. Если браться за переделку, то переделывать нужно все — от начала и до конца, причем не только на бумаге, но прежде всего в голове. Вместе с тем я не считаю последнее бесперспективным, — в противном случае я не стал бы тратить время на распутывание хитросплетений авторской мысли.

февраль, 1986

[ Оглавление ]





Приложение VI

О 'РАБОТЕ С ЦЕНТРАМИ'

(Из 'Комментариев к Тезисам о Раджнише')

4.3 Тема центров, равно как и вся затрагиваемая в 'Тезисах' проблематика, интерпретируется автором в духе энергетического подхода, все еще популярного среди многих психологов-любителей, интересующихся вопросами развития сознания. Действительно, описание психических процессов посредством концептуальных моделей, применяемых для описания физических процессов, привлекает поначалу своей 'современностью' и, прежде всего, доступностью изложения, 'понятностью'. Сегодня, однако, становится очевидным, что этот лингвистический эксперимент не оправдал возлагавшихся на него надежд. Выяснилось, что энергетические концепции могут претендовать на какое-то самостоятельное значение лишь в области ПСИХИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ, а также СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ. Уже в последнем случае 'раскрытие тайн' межличностных отношений осуществляется путем низведения их до уровня отношений в электротехнических схемах и водопроводных трубах; за такие дешевые откровения приходится платить дорогую цену: определяя людей в качестве 'биофизических объектов', они дегуманизируют как теорию, так и практику общения. В области же эволюционной проблематики, связанной с вопросами ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ человека, энергетический подход оказался пригодным лишь на то, чтобы пересказать традиционные оккультные и религиозные концепции другими словами. Подобное 'усовершенствование' породило новые энергетические мифы, нимало не способствующие демистификации традиционных представлений о духовном