'Путь Тела' (там же). В двенадцатой главе автор вознамерился переплюнуть саму бесконечность — и переплюнул ее, столь велика была его йогическая сила.
Не обошлось, конечно, и без казусов, как это нередко бывает, когда плюешь против ветра. Оказалось, например, что методом 'нового' Пути служит дважды переплюнутая Кундалини-йога 'с ее многоплановой теорией и практикой' (стр. 146). Ну и ладно, назовем это отрицанием отрицания; но что достигается при помощи этого метода на сей раз? — 'Воссоединение субъекта с миром не только на уровне сознания, но и на уровне физического тела' (стр. 145). — Что имеется в виду? Ведь субстанциально наше тело и так плоть от плоти мира. — Имеется в виду замещение бренного белкового тела нейтринным телом славы; в процессе 'расширения тела' весь мир становится моим телом. — Зачем тебе это нужно? — Чтобы управлять пространством, временем и гравитацией (Подробнее см.: Бердник А.П. Звездный корсар. К., 1972). — Как достичь этого? — Нужно голодать и радоваться; и безразлично, каков источник этой радости, — 'копьевидное пламя в Муладхаре' или эфедрина гидрохлорид. Таков запредельный путь. — Но при чем тут метод Кундалини-йоги? — ...
Резюме
1. В основу материалистической интерпретации Кундалини-йоги кладется идеалистически проинтерпретированная физика: автор постулирует, что фундаментальный уровень материи составляют 'кванты сознания'. Разумеется, 'материализм' подобной интерпретации оставляет желать лучшего.
2. Как показал анализ, сама 'интерпретация' таковой не является и служит автору лишь предлогом для изложения собственных концепций. Приводимые им 'аналогии' в большинстве случаев притянуты за уши, а то и прямо сфабрикованы.
3. Главы, посвященные Йоге как таковой (I и VIII), — самые слабые звенья работы. Собственно 'пути тела' посвящена лишь одна глава, причем связь этого 'пути' с Кундалини-йогой осталась не раскрытой. Таким образом, название книги не отражает ее содержания: она посвящена не 'пути тела' и не 'материалистической интерпретации Кундалини-йоги'.
4. Самые интересные места книги связаны с разработкой нейтринной концепции, которые вовсе не обязательно камуфлировать под 'интерпретацию Кундалини-йоги'. Сомнительность подобной 'интерпретации', выдаваемой к тому же за превосхождение всего на свете, лишь мешает непредвзятому восприятию того ценного, что действительно имеется в авторских концепциях. Скромность украшает человека.
5. Не думаю, что высказанные здесь замечания по тексту можно 'учесть' и поправить дело: в настоящем своем виде 'путь тела' безнадежно неисправим. Если браться за переделку, то переделывать нужно все — от начала и до конца, причем не только на бумаге, но прежде всего в голове. Вместе с тем я не считаю последнее бесперспективным, — в противном случае я не стал бы тратить время на распутывание хитросплетений авторской мысли.
февраль, 1986
[ Оглавление ]
Приложение VI
О 'РАБОТЕ С ЦЕНТРАМИ'
(Из 'Комментариев к Тезисам о Раджнише')