— стр. 87), автор пишет следующее:
'Надо полагать, именно с этим связывается ключевое предположение всей эзотерической традиции о том, что человек ЧЕРЕЗ СВОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ТЕЛО может неким таинственным образом (известным не всем) входить в НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ контакт с явлениями КОСМОЛОГИЧЕСКОГО МАСШТАБА (непосредственно управлять временем, пространством, гравитацией и т.п.). Эта обобщенная идея выражает собой всю суть эзотерической системы знаний...
Противоположная — технологическая — традиция познания, на которой базируются все современные научные концепции, основана на иной идее: человек может воздействовать на физические явления, — а тем более на явления космологического масштаба — только посредством НЕКИХ ИНСТРУМЕНТОВ... Суть этого мировоззрения в том, что непосредственное воздействие на реальность невозможно...' (стр. 88).
Автор не отдает себе отчета в том, что стремиться неким таинственным и 'не всем известным образом' войти в непосредственный контакт с пространством, временем и гравитацией — это попросту не всем известный способ ломиться в открытую дверь, поскольку все мы изначально в таком непосредственном контакте пребываем. Не менее осмысленно звучит и заявление, будто наука отказывает человеку в возможности непосредственно воздействовать на 'реальность' (например, зубами, руками); остается лишь догадываться также, что это за 'некие инструменты', посредством которых можно было бы воздействовать на пространство, время и гравитацию.
Впрочем, тот факт, что автор умудрился усмотреть 'всю суть' эзотеризма в идее управления 'явлениями космологического масштаба', свидетельствуют о незрелости мотивационной сферы его психики, позволяя в какой-то степени объяснить безответственность авторской позиции по отношению к делу, за которое он взялся.
VII
Автор высказывает предположение, что 'Сушумна является ОСЬЮ ВРАЩЕНИЯ нейтринного тела, (...) аккреционной воронкой искривленного пространства, в которой завихряется 'нейтринный газ' (стр. 96-97). О динамике процессов в аккреционных воронках, которые образуются вокруг 'черных дыр' космических масштабов, известно, что здесь 'выделяются два потока. Один, втягивающий вещество внутрь воронки, порождается центростремительной силой и возрастающей гравитацией искривленного пространства. Другой, исходящий наружу поток, порождается центробежной силой и излучением, возникающим в областях вокруг 'черной дыры'
Между тем динамика процессов в 'тонком теле', имеющих непосредственное отношение к Сушумне, пробуждению Кундалини и т.п., более разнообразна. Здесь упоминаются, прежде всего, два канала, сопутствующих Сушумне — Ида и Пингала, — по которым постоянно движутся два пранические потока: 'лунный' (Чандра), увлажняющий и 'солнечный' (Сурья), осушающий. Эти два канала начинаются в ноздрях и заканчиваются в области гениталий. Затем упоминается 'нектар' (Сома), который из Сома-чакры, расположенной в мозгу у основания черепа, течет в Манипура Чакру, расположенную в надпупочной области, где и сгорает в 'огне'. И, наконец, упоминаются два 'ветра тела' — нисходящий, Апана-вайю, локализованный в нижней части живота и ответственный за процессы выделения, а также восходящий, Прана-вайю, локализованный в груди и ответственный за процессы поглощения (в отличие от Самана-вайю, ответственного за процессы усвоения и локализованного в верхней части живота).
Столкнувшись с проблемой интерпретации этого многообразия в терминах центробежного и центростремительного потоков нейтринного газа, автор не утруждает себя мудрствованиями: он говорит просто, что Ида — это то же самое, что Сома и Прана-вайю, а Пингала — то же самое, что Агни и Апана-вайю. При этом Прана-вайю превращается в нисходящий, а Апана-вайю — в восходящий поток, Пингала (а также Агни и Апана) отождествляется с Кундалини, а Ида и Прана-вайю — с Сомой, 'нектаром'; Кундалини, равно как и Сома, становятся Праной и циркулируют по телу 'в виде ее сбалансированных потоков' (вся эта белиберда вывалена на стр. 97-98). Автора не смущает, что, согласно его собственному тезису, 'Кундалини становится Праной' лишь в пробужденном состоянии; его не смущает и то, что центробежный поток, 'сталкиваемый' с центростремительным ее потоком в целях пробуждения Кундалини (см. стр. 107, 113), представляет собой не что иное, как пробужденную Кундалини; его вообще ничто не смущает.