— это привычка, которую мы воспитываем в себе начиная с момента 'рождения'. Умение управлять внешними силами — это умение управлять проекциями, силами нашего собственного сознания. Созерцая тайные глубины и голубизну небосвода, мы созерцаем глубины нашего собственного внутреннего существа' (21).
'Ты в ужасном положении: для тебя слишком поздно возвращаться, но слишком рано действовать. Ты подобен младенцу, который не может вернуться в уютную утробу матери, и в то же время не может побегать вокруг. Все, на что способен младенец, — это наблюдать и слушать, слушать удивительные рассказы о действиях.
Ты сейчас как раз в таком положении: ты не можешь вернуться в лоно своего прежнего мира, и в то же время не можешь действовать с силой. Ты способен лишь наблюдать за проявлениями силы и слушать сказки, сказки о силе.
— Какой смысл в этих сказках?
— Колдуны полагают, что мы являем собой груду никчемности. Мы никогда не сможем по своей воле бросить игры и заняться делом. Поэтому с нами надо действовать обходным путем уловок, способных приковать наше внимание к занятным псевдопроблемам. Побочным результатом работы над псевдопроблемами оказывается разрешение некоторых действительных проблем, неразрешимых как проблемы сами по себе. Таким образом, задача уловки — отвлечь внимание от проблемы, а затем привлечь его к ней так, как это требуется' (34).
Существует мнение, что Сиддхи, 'величайшей' из которых называют Мокшу, освобождение от цикла рождений и смертей, — это не более чем 'уловки', приманка к Йоге. Как знать? Еще св. Августин говорил, что чудо противоречит не природе, а лишь нашим взглядам на нее. Современная научная картина мира — это тоже 'взгляд': не природа во всем своем величии, а лишь ее ответ на наши вопросы. Действительно ли мы уже умеем спрашивать?
6. Впрочем, тут можно задать и шестой вопрос, резонный: Не представляют ли Чакры, 'победой' над которыми якобы обретаются Сиддхи, феномен еще более сомнительный, чем сами Сиддхи? 'Чудесам' (которые можно объяснить трюками, гипнозом и т.д.) некоторые из нас были свидетелями, однако Чакр не видел никто кроме тех, кто о них учит. Во всяком случае, науке Чакры неизвестны.
В предисловии к 'Лекциям по Раджа Йоге' Вивекананда пишет, что 'поверхностные ученые, неспособные объяснить различные необыкновенные психические явления, пытаются игнорировать само их существование. Но отворачиваться от чего-либо без надлежащего исследования — отнюдь не признак беспристрастного научного ума' (17). Современные науки о человеке до сих пор не приняли эстафету тантрической анатомии и физиологии не в последнюю очередь по той причине, что научный анализ заявленного ею предмета осуществляется как правило на основе принципиально ложной методологии: Нади и Чакры, Прана и Кундалини рассматриваются в качестве элементов 'фантастических представлений' древних о строении и функционировании человеческого организма, тогда как на самом деле они представляют собой элементы 'схемы тела', данной нам исключительно во внутренних ощущениях. 'Схема тела', именуемая на языке оккультной традиции 'тонким телом', относится, к сфере субъективной, а не объективной реальности.
В контексте стоящих перед йогином задач, ему нет нужды изучать строение и функцию органов 'грубого тела', — он ищет силу, заставляющую эти органы работать. Он хочет научиться управлять ею. Управлять же силой можно лишь ощутив ее. По мере развития своей способности к внутренним ощущениям, человек узнает, что такое Чакры, и приобщается к скрытым в них силам. Таким образом, Чакры — это в большей степени психологические, нежели физиологические феномены.
'Нет ничего сверхъестественного', — пишет Вивекананда, — 'но существуют явления грубые и явления тонкие; тонкие есть причины, грубые — следствия. Грубые могут быть легко обнаружены чувствами, тонкие нет' (17). Очевидно, что ни внешний, ни внутренний мир не исчерпывается той его частью, которая дана нам в ощущениях. Ведь ощущение — это превращение энергии раздражителя в факт сознания. Между тем материальные системы обладают определенной степенью пластичности, то есть способности принимать вещество и энергию и отдавать их. Если воздействующая система не может произвести в подвергающейся воздействию системе никаких изменений, никакое отражение невозможно. Отражение может иметь место лишь на определенном уровне воздействия, то есть при соответствии силы воздействия пластическим возможностям отражающей системы.