ступень Йоги, Пратьяхара (досл. 'сведение к'), представляет собой путь к сознательному управлению функцией восходящей НАС. В элементарных упражнениях Пратьяхары йогин учится сводить все свое внимание к информации, поступающей через какой-то один орган чувств (концентрируясь на каком-либо визуальном объекте, звуке, запахе и т.д.), при полном отвлечении внимания от информации, поступающей через все остальные органы чувств. Тем самым йогин делает первые шаги в овладении искусством сознательного управления 'силой, творящей миры', — энергией, благодаря которой сознается информация.
зима 1982-83
[ Оглавление ]
Приложение III
КУНДАЛИНИ
И НЕСПЕЦИФИЧЕСКАЯ АКТИВИРУЮЩАЯ СИСТЕМА (НАС)
Ч то такое Кундалини? Какую роль она выполняет в человеческом организме? Нараянанда описывает ее функции следующим образом:
'Хотя о Кундалини говорят, как о 'спящей силе', в действительности она не спит. Называют же ее спящей или скрытой силой, поскольку ее деятельность обычным человеком не воспринимается. Кундалини — эта центральная сила тела, которой принадлежат все работающие здесь энергии. Кундалини поддерживает все Праны, это богиня Пран (Прана Дэви)...
У обычного человека Кундалини пребывает в Муладхаре* — электростанции всей системы живого человеческого существа. Подобно динамо-машине, Кундалини производит энергию, посылая ее затем в различные части тела для выполнения различных функций. Отсюда (из Муладхары) человек черпает энергию для осуществления любых форм физической, витальной и ментальной активности. Все тело и многообразие его функций есть проявление Кундалини Шакти — силы, творящей миры' (конспективно из 48).
* То есть у основания позвоночника. — ¦20.
Таким образом, активна не только 'пробужденная' Кундалини: именно 'спящая' Кундалини проявляет себя в нашем повседневном опыте. Сравним это описание функций 'спящей' Кундалини со следующим описанием спектра функций НАС:
'Неспецифические механизмы распределены практически по всей центральной области ствола мозга; подобно тому как спицы отходят от оси колеса к его ободу, так и функциональные влияния этой центрально расположенной системы могут распространяться в нескольких направлениях: вниз — на спинной мозг, где они регулируют позные реакции и другие виды активности; в стороны и вперед — на гипоталамические и гипофизарные механизмы, осуществляющие висцеральные и эндокринные функции; вверх — на структуры промежуточного мозга, где как теперь считают, возникают аффекты и эмоции, источником которых раньше считали сердце, и еще выше... — на кору больших полушарий, которые вместе с таламусом и базальными ганглиями обслуживают все высшие сенсорные и интеллектуальные процессы' (47, 32).
М.И.Яновская (см. 85) прямо называет НАС 'электростанцией мозга', хотя это и не совсем точно: во-первых, НАС представляет собой скорее 'аккумулятор', нежели 'электростанцию'; во-вторых, она оказывает воздействие не только на внутримозговые процессы (внимание, уровень бодрствования и т.д.), но и на физическую двигательную активность, а также на вегетативный и соматический аппарат спинного мозга (47, 38, 53), то есть на внутреннюю среду организма. С этой точки зрения для НАС больше подходит то определение, которое Нараянанда дал Кундалини, назвав ее 'электростанцией всей системы живого человеческого существа'.
Таким образом, несмотря на то, что НАС и Кундалини пространственно локализованы на противоположных концах позвоночника, между их функциями наблюдаются очевидные параллели. Причем это относится не только к 'спящей' Кундалини.
Так, А.Авалон пишет, что 'когда Кундалини спит, сознание человека пробуждено для мира, который ею создан; когда же она пробуждается, человек спит для мира, наслаждаясь иным опытом' (см. 2). 'Спящую Кундалини' можно проинтерпретировать как энергию восходящей НАС, пассивно (автоматически) обслуживающую восприятие внешнего мира; когда же 'спящую змею пробуждают, схватив ее за хвост' (Хатха Йога Прадипика, 3.3), когда она становится активной, то есть сознательно направляется йогином на иные информационные каналы, внешний мир исчезает. Аналогично описывается и обратный процесс: 'Когда Ты, меньше малого, возвращаешься назад, потоком нектара, текущего с Твоих ног, оживляется и делается видимым все то, что прежде было невидимым. Достигнув своей обители, Ты снова сворачиваешься кольцом и засыпаешь' (Ананда Лахари, 10).